Первых нет и отстающих

Остроту конкуренции в банковской сфере сегодня сглаживает благоприятная макроэкономическая конъюнктура

Когда просишь банкиров обрисовать внешние факторы, влияющие на их бизнес здесь и сейчас - в Петербурге начала 2004 года, обычно выслушиваешь очень схожие рассуждения. Они, как правило, сводятся к напоминаниям о высоких нефтяных ценах, растущем ВВП страны, об увеличивающихся доходах населения, о политической стабильности и предсказуемости экономического курса правительства. Объясняется банкирское единодушие просто: именно такая внешняя среда как ни что другое благоприятствует развитию их бизнеса. Состояние банковского сектора, как зеркало, отражает состояние всей экономики - отдельных корпораций, целых отраслей, конкретных индивидуумов наконец. Есть общий подъем - банки растут опережающими темпами (но и ухудшение ситуации они также почувствуют на себе первыми).

Впрочем, банкиры уверены, что конец "эры солнцестояния" наступит отнюдь не завтра. "Благоприятная макроэкономическая конъюнктура продержится еще как минимум три года", - считает, к примеру, первый заместитель председателя правления банка " Санкт-Петербург" Виталий Рябов.

Гонка без лидеров

"Нынешнюю ситуацию применительно к нашей тесной банковской компании я бы сравнил с велосипедной гонкой, - рассуждает президент Международного банка Санкт-Петербурга Сергей Бажанов. - Участники гонки уверенно обрабатывают небольшой подъем в гору. Перед этим они успели разбиться на группы (пелетоны, по спортивной терминологии) и в рамках конкретной группы выбиться в лидеры, оставив коллег далеко позади, очень трудно. Потому что все находятся в равных условиях и резкие изменения позиций могут случиться только в результате каких-то экстраординарных событий". По мнению Бажанова, пока рынка хватает всем, сглаживается и острота конкурентной борьбы: "Только в ситуации схлопывающего рынка все вспоминают про локотки и начинают расталкивать друг друга".

Председатель правления Промышленно-строительного банка (ПСБ) Александр Пустовалов также описывает текущую ситуацию в банковском секторе исключительно в спортивных терминах: "Сейчас все бегут примерно с одинаковой скоростью и для понимания ситуации важна лишь отправная точка, с которойначинался бег. При этом я не думаю, что позиции бегунов существенно изменятся в ближайшее время, если не будет каких-то всплесков, связанных скорее с политикой, а не с экономикой".

Впрочем, даже те, кто рассуждает о "ровной гонке", почти уверены, что к гипотетическому финишу в конце концов придет вовсе не изначальный состав спортсменов. Сначала предстоит серьезная перегруппировка уже имеющихся сил, а затем возможно появление новых сильных участников заезда, оснащенных значительно более продвинутыми средствами передвижения и новейшими стимуляторами.

Гонка на выбывание

Несмотря на радужную внешнюю обстановку, главная головная боль банкиров - продолжающееся снижение доходности основных операций. "Банковская маржа (разница ставок привлечения и размещения ресурсов) падает как минимум последние три года, - напоминает глава Северо-Западного представительства НОМОС-банка Виктор Питернов. - Очевидно, что это падение продолжится и в текущем году". Поэтому банки вынуждены искать любые способы, чтобы оттянуть момент, когда зарабатываемой маржи будет уже недостаточно для покрытия издержек, с которыми они работают. Причем снижение самих издержек в определенный момент уже не помогает решению проблемы, а с увеличением доли комиссионного дохода (как альтернатива зарабатыванию маржи) пока получается не очень. Поэтому основные усилия направлены на наращивание объемов активных операций (по размещению ресурсов). И именно здесь наиболее ярко сказываются различия в масштабе бизнеса - отстающие обречены рано или поздно на выбывание из гонки.

"Я не понимаю, как мелкие банки будут решать задачу наращивания объемов кредитования", - восклицает Питернов. А Александр Пустовалов (впрочем, как и многие другие) прогнозирует в связи с этим значительное ускорение процесса укрупнения банков. "Существование мелких структур через некоторое время никто просто не будет замечать, - говорит Пустовалов. - И выбор у владельцев мелких финансовых учреждений не очень большой: либо присоединиться к какой-то крупной структуре, либо попросту расстаться с бизнесом, потому что скоро он будет неконкурентным". "Активная переориентация крупных и средних корпоративных клиентов на крупные банки идет уже сегодня, - добавляет директор петербургского филиала Автобанк-НИКойл Сергей Шубаев. - Потому что именно крупные банки могут предложить гораздо более широкий спектр услуг, более дешевые ресурсы и в гораздо большем объеме".

По мнению Шубаева, большинство мелких банков пока продолжают работать только в силу менеджерских достоинств своих руководителей или же потому, что "привязаны" к одному или нескольким клиентам, которые с помощью таких банков "решают свои определенные задачи". Причем эти же самые клиенты одновременно обслуживаются и в крупных банках.

Они на подходе

Между тем пока до планомерного сокращения числа работающих в Петербурге банков дело не дошло. Наоборот, продолжается стартовавший некоторое время назад бум открытия новых филиалов столичных банков. И если Виктор Питернов считает, что места на рынке для подобных структур уже не осталось, то Виталий Рябов не столь категоричен: "Если они уверены в своей востребованности, то почему бы и нет". Илья Злуницын, управляющий открывшимся в прошлом году филиалом Росбанка, пытается подтвердить последнюю точку зрения: "Очень много предприятий обращаются к нам, например, с потребностями в долгосрочном инвестиционном кредитовании, в организации финансирования из-за рубежа. И можно констатировать, что на петербургском рынке существует дефицит подобных услуг".

Понятно, что открытие филиалов в Петербурге - лишь часть стратегии крупнейших российских банков, направленной на развитие своей региональной сети. Существует распространенная точка зрения, в соответствии с которой интенсивное развитие сетевой инфраструктуры связывается в том числе и с подготовкой к ожидаемой активизации крупнейших международных банков на российском рынке.

"Я ожидаю глобальных изменений, связанных с приходом ведущих западных игроков, года через два-три, - говорит Сергей Бажанов. - При этом позиция 90% российских банков и 100% тех, кто развивает свои сети, состоит в том, чтобы не дозволять открытие филиалов иностранных кредитных учреждений. И эта позиция - яркая иллюстрация превосходства западных технологий, признание преимущества западных конкурентов, которым особенно интересны сферы ритейла и пенсионных накоплений". Они обязательно придут, резюмирует Бажанов, весь вопрос в том - раньше или позже. Сергей Шубаев считает, что влияние иностранных банков на работу с клиентами становится заметным уже сейчас: "С какой-то стороны это позитивно - вынуждает российские банки конкурировать на более высоком уровне".

"Западные банки действительно считают российский рынок перспективным, но с приходом сюда не особенно торопятся: слишком много различий в обычаях ведения бизнеса, - рассуждает, в свою очередь, Виталий Рябов. - Западные банки не могут до конца понять, как правильно у нас работать. Можно говорить о том, что пока они выставили в России свои наблюдательные пункты и активно вникают в ситуацию".

Стратегии выживания

Опрошенные "Экспертом С-З" банкиры полагают, что ситуация на региональном банковском рынке полностью зависит от развития событий на российском рынке в целом. По выражению одного из банкиров, "наша местная возня ни на что не влияет". При этом многие искренне уверены, что банки, специализирующиеся на работе с крупной и средней корпоративной клиентурой, имеют более радужные перспективы, нежели банки, развивающие ритейл.

"Российские банки будут еще достаточно долго сохранять преимущество, выраженное в более адекватном понимании проблем российских компаний, - говорит Виталий Рябов. - Правда, это не касается крупнейших корпораций, которые уже работают с западными банками напрямую, без посредников".

"Выход для крупных сетевых банков может состоять в том, чтобы продаться крупной иностранной финансовой структуре. В конкуренции с ними спасет только специализация - либо по услугам, либо по клиентуре", - рассуждает Сергей Бажанов. Впрочем, он же оговаривается, что, учитывая различные объективные и субъективные факторы, западные банки оценивают российские структуры "лишь в 20% от того, как мы сами себя оцениваем". Но как только пройдут первые масштабные сделки, рост стоимости российских банков в перспективе трех-пяти лет неизбежен, полагает Бажанов.

Текущие дела

Пока же банки занимаются решением более насущных проблем. В условиях уже упоминавшегося снижения маржи они активно занимаются поиском новых ниш для активных операций. Некоторое время назад такой нишей стало потребительское кредитование. Эта услуга продолжит активно развиваться и в наступившем году. "Хотя сегодня этот сегмент рынка даже несколько перенасыщен", - полагает Сергей Шубаев. Впрочем, интерес банков именно к этой услуге понятен: потребительское кредитование чуть дороже (хотя и чуть рискованнее), нежели кредитование корпоративных клиентов.

Общая точка зрения состоит в том, что активное развитие потребительского кредитования - лишь шаг к полноценному развитию ритейловых услуг. "Рост внимания к рознице произошел, и ее развитие будет лавинным, таким же, как процесс открытия сетевых магазинов", - уверен Виталий Рябов. Осторожные прогнозы говорят о том, что всплеск открытия розничных отделений в Петербурге случится уже в этом году.

Вместе с освоением рынка частной клиентуры банки также более активно начнут включаться в работу с малым бизнесом. Его, по выражению Виталия Рябова, банки до последнего времени воспринимали как "ненужный сегмент". Однако Сергей Шубаев уверен, что ситуация переменилась: "Малый бизнес - это очень стабильная клиентура, которая, однако, не может пользоваться большинством стандартных банковских продуктов по вполне объективным причинам. Например, потому, что нет залога. Специально для них банки (и мы в том числе) сейчас создают новые продукты, и уже скоро такие продукты появятся на рынке".

Александр Пустовалов уверен, что дополнительный всплеск получат услуги, связанные с финансированием экспортных контрактов: "Объем таких контрактов растет вместе с доверием к конкретным предприятиям, а не только к стране в целом". Еще одним перспективным направлением работы банкиры называют проектное финансирование. "Уровень рентабельности многих крупных проектов таков, что делает услугу "проектное финансирование" очень привлекательной", - констатирует Виталий Рябов.

Санкт-Петербург