Последний бастион

Развитие рынка медицины общего профиля сдерживается преференциями государственного здравоохранения и теневым сектором

Во второй половине 2003 - начале 2004 года в Санкт-Петербурге открылся ряд многопрофильных медицинских центров, что однозначно свидетельствует: медицина общего профиля, до недавнего времени остававшаяся преимущественно вотчиной государственного здравоохранения, привлекла внимание частного капитала. Рынок платных медицинских услуг Санкт-Петербурга, суммарный годовой оборот которого оценивается примерно в 200-250 млн долларов, крайне неоднороден. Такие области, как стоматология, косметология, офтальмология, урология и гинекология заняты преимущественно частными лечебными учреждениями, которые сформировали развитые конкурентные рынки. Услуги медицины общего профиля предлагают не более двух десятков частных медицинских центров, испытывающих сильнейшую конкуренцию со стороны государственных и ведомственных больниц и поликлиник, предоставляющих платные услуги как официально, так и по теневым схемам.

Зубы, гениталии и красота

Опережающее, с начала 1990-х годов, развитие стоматологии и остальных вышеназванных "рыночных" областей здравоохранения было обусловлено несколькими факторами. Прежде всего, узкоспециализированные лечебные учреждения, в отличие от многопрофильных клиник, могут успешно существовать в небольшом формате. А значит, имеют невысокий барьер выхода на рынок (по словам специалистов, на первом этапе развития частной стоматологии для открытия кабинета было достаточно 10-15 тыс. долларов). Благодаря скромным первоначальным вложениям и высоким ценам бизнес в данных областях медицины оказался высокорентабельным, число разорившихся компаний было минимальным. Экономические причины удачно совпали с психологическими предпосылками: пациент, еще с советских времен привыкший платить "своему" гинекологу или зубному врачу, был готов выкладывать деньги именно за эти услуги.

Благоприятные условия были максимально использованы частными стоматологами, которые практически вытеснили государственных конкурентов. Сегодня на 38 государственных стоматологических клиник и кабинетов в больницах и поликлиниках приходится около 700 частных лечебных учреждений, которые обеспечивают свыше 90% оборота (годовой оборот около 60 млн долларов). Спрос населения на стоматологические услуги полностью удовлетворен во всех ценовых сегментах - от низкого до суперэлиты.

За лидером рынка следуют эстетическая медицина, урология, гинекология. В этих областях несколько выше рыночная доля платных услуг, получаемых населением в государственных и ведомственных лечебных учреждениях, а обороты существенно ниже. По острожным оценкам участников рынка, на "медицину красоты" и "половую медицину" петербуржцы тратят примерно 25 млн долларов в год. Меньшие объемы данных рынков определяются более ограниченным спросом: россияне, как правило, обращаются к косметологам или проктологам лишь в крайних случаях. Для сравнения: две трети немцев старше 50 лет воспользовались как минимум подтяжкой кожи лица. У петербуржцев аналогичный показатель составляет 2-3%.

Гораздо более насущными (и привычными) являются для нас походы к терапевту, невропатологу, гастроэнтерологу и т.д. Казалось бы, услуги общей медицины востребованы по определению, а потому имеют существенную предпосылку для перехода на рыночные рельсы. Однако именно на этом рынке, объем которого приблизительно (вместе с латентными платежами) оценивается компанией BusinessVision в 164 млн долларов в 2003 году, становление частной медицины происходит по наиболее драматичному сценарию.

Движение сверху

На пути развития частной многопрофильной медицины встало нежелание россиян отказываться от советской привычки к бесплатному здравоохранению. Поэтому, вероятно, первые петербургские частные клиники, создаваемые преимущественно с участием иностранного капитала, в качестве целевой группы выбрали проживающих или гостящих в городе иностранцев, и лишь затем - неширокую прослойку состоятельных петербуржцев (она составляет примерно 2,5% жителей города). Речь идет об American Medical Clinic, International Clinic, " ЕвроМед Клиник" и пришедших следом за ними Британо-Американском медицинском центре и клинике " Скандинавия", заполнивших верхний, или элитный, ценовой сегмент. Несмотря на ограниченность клиентской базы, на него приходится значительная доля - около 10% "белого" оборота рынка общей медицины (в 2003 году - 12 млн долларов).

Данный сегмент можно считать вполне сформировавшимся. "Максимальная конкуренция и борьба за каждого клиента вынуждает элитные медицинские центры тщательно прорабатывать свою маркетинговую политику. Медицинские центры придумывают новые ходы, чтобы перехватить клиентов друг у друга. Маркетинговая активность обеспечивает элитным центрам рентабельность на уровне успешных предприятий в других отраслях экономики и обороты около 2 млн долларов в год", - отмечается в исследовании BusinessVision.

Высокая прибыльность, а особенно - наличие иностранных соучредителей позволяют предприятиям этого класса развиваться не только интенсивно, но и экстенсивно, вкладывая десятки миллионов долларов в строительство новых центров. В этом году в Петербурге открываются сразу два крупных многопрофильных медицинских центра: " МЕДЭМ" (проект датской International Clinic) и "Скандинавия", которую выводит на рынок финская компания AVA совместно с сетью частных финских клиник " Михиляйнен" и страховой компанией " РЕСО-Гарантия". Топ-менеджеры новых клиник заявляют о намерении увеличить количество клиентов, продвинувшись в сопредельный ценовой сегмент (верхушку среднего). Однако сделать это будет непросто, прежде всего из-за того, что работа со средним классом предполагает иную модель построения бизнеса и существенное снижение цен. Расширение клиентской базы элитных центров произойдет скорее за счет увеличения количества россиян с высокими доходами. Перспективным представляется намерение "повернуть к себе лицом" состоятельных петербуржцев, ездящих лечиться в Европу и Америку, как заметили в беседе с нашим корреспондентом менеджеры International Clinic.

Неполный средний

По-иному, более трудно, происходит формирование среднеценового сегмента рынка общей медицины. В 1990-е годы платежеспособность россиян росла, складывался средний класс, который, решив неотложные проблемы - купив квартиру и машину, - понял, что пришла пора заняться здоровьем. Однако эту потребность удовлетворить оказалось непросто. "Петербуржцы, имеющие большие деньги, всегда могли получить качественную медицинскую помощь - если не здесь, то за пределами России. Но появился слой, которому элитные клиники были не по карману, а государственные - не по нраву. Поэтому мы в 1999 году вышли на рынок со средними ценами и услугами, которых на тот момент не было для среднего класса", - рассказывает Анна Соколова, директор медицинского центра "XXI век".

Выйти в средний сегмент было в какой-то мере даже сложнее, чем в верхний. Открытие многопрофильной клиники требует достаточно высоких затрат (помещение в хорошем месте, ремонт, "джентльменский набор" диагностической аппаратуры, квалифицированный персонал), а уровень цен не предполагает сверхприбылей. Иностранный бизнес предпочитал "верхушку". За счет собственных инвестиций открыть клинику смогли единицы (например, "XXI век"). Однако ситуация меняется. Движение в средний сегмент началось по двум направлениям. Во-первых, за счет диверсификации деятельности существующих учреждений. Так, клиники " Оркли" и " Рами", специализирующиеся на урологии и гинекологии, в последние годы существенно расширили спектр предоставляемых услуг. Менеджеры стоматологических клиник МЕDИ сочли нужным развивать направление семейной медицины, а недавно заявили об амбициозных планах: открыть в районах города сеть поликлиник. Создали свои медицинские центры общего профиля некоторые страховые компании.

Второе направление - использование в качестве основы бизнеса потенциала госмедучреждений. Так, на базе бывшей номенклатурной поликлиники был создан частный Поликлинический комплекс. При Медицинском университете имени академика Павлова открыт центр "Делор", работающий на оборудовании научного заведения. Центр "Профессор" использовал менее материальный (но не менее рентабельный) ресурс - имена светил питерской медицины, которые давали платные консультации в его стенах.

В последний год, в связи с ростом спроса на качественное лечение по средним ценам, открылось несколько небольших (часто - на два-три кабинета) медицинских центров. Участники рынка называют эту тенденцию "развлекаловкой", которая пришла на смену моде на создание банков, страховых компаний и бензоколонок. По их прогнозам, "карманные" медицинские центры не имеют будущего, так как не соответствуют запросам потребителя, который хочет получить весь комплекс услуг в одном месте.

Таким образом, самому массовому слою петербуржцев - среднему классу - услуги предлагают не более полутора десятков частных многопрофильных медицинских центров разных размеров. При этом, по самым смелым оценкам, их клиентская база вряд ли превышает 150 тыс. человек. Но (и в этом парадокс данного рынка), не конкурируя друг с другом, частные клиники тем не менее живут в условиях жесткой, во многом неравной конкуренции.

Неравный бой

Система государственного здравоохранения оказалась отнюдь не такой косной, как принято думать: в последние два года петербургские лечебные учреждения государственного и ведомственного подчинения начали активно развивать предоставление платных услуг. Наиболее успешные предприятия, такие как Центральная поликлиника ЦМСЧ-122, медицинский центр "Адмиралтейские верфи", оказывают не меньший объем платных услуг (в денежном выражении), чем элитные центры. По оценке BusinessVision, если брать в совокупности больницы и поликлиники, на их долю приходится около 40% (а вместе с теневым сектором - 70%) объема платных медицинских услуг.

Высокая рыночная доля бывших советских лечебных учреждений объясняется не только их многочисленностью, но и умелым использованием преимуществ, определяемых их особым положением. Первое из преимуществ - смешанное финансирование (за счет бюджетов соответствующих уровней, системы ОМС и доходов от коммерческой деятельности). Второе - льготы при уплате налогов и оформлении лицензий, которых не имеют конкуренты-частники. Третье - широкая известность, что позволяет практически не тратить средства на продвижение. Однако более существенно другое. "Они не вкладывают собственных средств ни в ремонт помещения, ни в материалы, ни в оборудование - все это делается за счет бюджета. Например, ядерно-магнитный резонаторный томограф стоит около миллиона долларов. Это не каждому частнику по карману. Поэтому крупные медсанчасти и большие больницы имеют пока более комплексное диагностическое оборудование", - говорит Евгений Рожков, исполнительный директор некоммерческого партнерства "Санкт-Петербургская медицинская палата".

По той же причине государственные и ведомственные учреждения легко побеждают в ценовой конкуренции, занимая весь низ и почти всю середину среднеценового сегмента. Цена их услуг формируется исходя из готовности населения заплатить определенную сумму, а не из реальной стоимости (так как им не требуется окупать бюджетные вложения в техническую базу). Менеджеры частных клиник, рассчитанных на средний класс, единодушно заявляют: до тех пор, пока на рынке присутствуют демпинговые цены, они будут воздерживаться от существенного расширения собственной диагностической базы. Дешевле и проще работать на оборудовании государственных центров по заключенным договорам.

Еще более жесткий ценовой конкурент - так называемый теневой сектор, процветающий в системе госздравоохранения (причем даже в хозрасчетных отделениях). Его оборот, по понятным причинам, оценить сложно, но по некоторым оценкам он составляет не менее 50 млн долларов в год. С ценой услуг, оплачиваемых лично врачу, не могут спорить не только частные клиники, но и хозрасчетные отделения государственных. Эта порочная система играет еще одну негативную роль - усиливает дефицит квалифицированных кадров в частной медицине. "Даже те врачи, которые по своему профессиональному уровню могли бы работать в наших клиниках, к нам не идут. Зачем? Здесь жесткие требования, а зарплаты, хоть и высокие, вряд ли сильно отличаются от сумм, получаемых ими мимо кассы", - говорит Тамаз Мчедлидзе, президент медицинской ассоциации МЕDИ.

Неравные условия приводят к тому, что государственные лечебные учреждения имеют ряд объективно более сильных сторон. К примеру, до сих пор только они готовы принимать пациентов службы "Скорой помощи". Частники на себя такой ответственности не берут: диагностическая база не позволяет большинству из них поставить точный диагноз в экстренных случаях. По той же причине сложная внутриполостная, нейро- и кардиохирургия по-прежнему остаются полем государственного здравоохранения. "Частные клиники не могут заниматься хирургией в полной мере, так как круг пациентов, готовых платить за операции реальную цену, пока узок, обеспечить поток плановых операций рынок не в состоянии. А без этого профессионалу высокого класса невозможно поддерживать квалификацию на должном уровне", - говорит Анна Соколова.

То есть складывается ситуация, когда государственная система здравоохранения уже не соответствует стандартам качественного сервиса, а частная система еще не сложилась. Но налицо динамичное развитие сегмента рынка. Клиент готов инвестировать в здоровье - несмотря на рост цен на лечение (в последние два года он вдвое опережает инфляцию) количество предоставляемых платных услуг перманентно увеличивается. Однако по причинам, перечисленным выше, вхождение частного капитала в рынок общей медицины происходит неторопливо и как-то "боком".

Чуда не будет

Игроки рынка называют два условия, которые могут привести к быстрому развитию частной медицины общего профиля. Первое - окончательное падение государственной медицины. Однако усилия менеджмента "продвинутых" государственных и ведомственных учреждений заставляют думать, что вряд ли "колосс" рухнет так скоро, как хотелось бы "частникам". Второе обстоятельство относится к созданию равных условий с государственной медициной. Определенные надежды связывают с намерением российского правительства создать на базе больниц Минздрава некоммерческие партнерства и перевести их на самоокупаемость. "Без выполнения этих условий рынок общей медицины не будет развиваться быстро. По-настоящему конкурентным он станет лет через пять, когда появится широкий слой граждан с высокими доходами. Пока же массовой миграции пациентов в частные клиники не предвидится, так как есть неплохие хозрасчетные отделения госучреждений со средними ценами", - говорит Алексей Кузнецов, генеральный директор страховой компании " Капитал-Полис".

Тем не менее ситуация не представляется безнадежной. Большинство частных медицинских центров, работающих в среднем, наименее заполненном сегменте рынка общей медицины, выбрали верную стратегию - осваивают ниши, не занятые государственной платной медициной. Примеров много: развитие семейной и превентивной медицины, реабилитационные стационары, платные "скорые" и травмпункты с достойным уровнем сервиса... Главное - чтобы услуга была востребованной, но плохо представленной на рынке.

Несомненно и то, что будут открываться новые многопрофильные центры. Инвесторами могут стать как развитые российские медицинские сети, так и иностранные бизнесмены, для которых вскоре станет очевидным тот факт, что элитный сегмент уже заполнен. Интерес со стороны крупного российского бизнеса к дорогостоящим проектам со сроком окупаемости 10-15 лет представляется, увы, пока сомнительным.

Санкт-Петербург