Биодизелин завоевывает Балтию

В Литве, первой из стран Балтии, начали использовать в массовых масштабах экологически чистое биотопливо

Идея замены нефтепродуктов на экологически чистое топливо (ЭЧТ) - биотопливо стала активно пропагандироваться в Европе (и в мире) в начале 1990-х. В 1991 году в австрийском городке Олмуле был построен первый в мире завод по производству биодизелина. По свидетельству журнала EurObserver за 2002 год, за 10 лет производство ЭЧТ в мире выросло в 10 раз.

С конце 90-х борьба за ЭЧТ стала приобретать черты официальной политики ЕС. В Белой книге Еврокомиссии "Источники энергии, доминирующие в энергетике будущего" определена стратегия, согласно которой альтернативные источники должны заменить до 20% дизтоплива и бензина. В частности, ставится задача довести удельный вес биотоплива с 2% в 2005 году до 5,75% в 2010-м.

Cогласно классификации Департамента энергетики США, помимо природного газа, электрической и солнечной энергии, сегодня в мире существуют следующие виды биотоплива: биодизелин, этанол, метанол, водород, Р-серия. Подробные классификаторы фиксируют гораздо больше видов: например, в литовском Законе о биотопливе их 10. Основные различия между ними - сочетание ингредиентов, в частности добавок, которые смешиваются с традиционным видом топлива (бензином, дизтопливом и пр.), а также использование нетрадиционных газов (скажем, водорода или биогаза, получаемого из биомассы путем перерабоки отходов). Биотопливо первого типа образуется, например, при использовании рапсовой добавки (RME) к дизтопливу. В Литве доля рапса в смеси составляет 30%, а во Франции - 5%.

В Европе наиболее распространены биодизелин и этанол, а в последнее время стал популярен и биогаз (особенно его пропагандируют в Швеции). Биодизелин - это смесь дизтоплива с растительным маслом и некоторыми другими веществами. При этом применяют масло двух видов: рапсовое (Австрия, Германия, Швеция и др.) и подсолнечное (Испания, Италия, Греция). Во Франции используют оба вида масла. Некоторые страны, например Великобритания, биотопливо не производят, но импортируют. Другие, напротив, интенсивно развивают его производство, в частности в Чехии за пять лет построено 22 завода, выпускающих биодизелин.

Производство биотоплива во всем мире обходится гораздо дороже, чем традиционного: различия в экологических платежах компаний эту разницу не покрывают (ее немного сокращает лишь нынешний бум нефтяных цен), так что государствам, желающим развивать это направление, приходится искать способы дотирования производителей или потребителей экологически чистого топлива.

В Балтии новомодная идея пришлась как нельзя кстати, поскольку эти страны тяготятся практически полной зависимостью от импорта газа и нефти из России. Поиск оптимальных вариантов здесь начался еще в середине 90-х годов. В период подготовки к вступлению в ЕС эти усилия заметно активизировались. Во-первых, появилась возможность получить помощь от Евросоюза на развитие соответствующих проектов. Во-вторых, в этом направлении надо было максимально продвинуться еще до формальной евроинтеграции, поскольку по соглашению между ЕС и США площади засева под рапс строго ограничены и на момент вступления в ЕС фиксировались.

Вильнюс уже стартовал

В середине августа нынешнего года 136 из 240 автобусов, преимущественно старых "Икарусов" Вильнюсского автобусного парка (ЗАО Vilniaus autobusai), были переведены на биодизелин. На устроенной по такому случаю пресс-конференции столичный мэр Артурас Зуокас заявил, что этот шаг, как он надеется, станет примером и для самоуправлений других крупных городов. В течение двух лет планируется весь столичный парк перевести на ЭЧТ, а в пяти крупнейших городах страны - довести долю использования биодизелина на общественном транспорте до 50-70%.

Проведенные эксперименты показали, что биодизелин позволяет сократить выброс выхлопных газов на 20-35%, в том числе оксидов углерода - на 10-35%, углемоноксида - на 10-12%.

Директор автопарка сообщил, что новое топливо производит мажейкяйское предприятие Rapsolia, а торгует им ЗАО Pakrijas, которое имеет сеть бензоколонок, реконструированных под биодизелин. На его средства также внедрена система компьютерного контроля его закачки. Подсчитано, что в течение двух лет потребность в новом топливе возрастет с 400 до 1200 тонн в год.

Долгий путь

В Литве идея альтернативного топлива родилась в каунасском научно-техническом парке Nova. Его руководитель, инженер Гедиминас Петраускас, в 1997 году представил правительству Программу развития биотоплива в Литве. Значительную помощь в ее разработке оказал начинающий тогда политик, нынешний спикер Сейма Артурас Паулаускас. При его поддержке инженеру удалось достучаться до правительства и в 1999 году был принят Закон о биотопливе, а в Национальной энергетической стратегии появилась строчка о важности этого направления. Сам Петраускас возглавил Комиссию по созданию биотопливной промышленности и вопросам ее развития. Комиссия занялась также разработкой специальной программы производства и использования биотоплива на 2000-2001 годы.

Тем временем в кругах специалистов возникла острая дискуссия, главным образом - относительно экономического аспекта проблемы. Несмотря на аргументы противников новшества (указывавших на крайне низкую экономическую эффективность биотоплива), в стране нашлись энтузиасты, которые на свой страх и риск начали его производство. Были задействованы два провинциальных предприятия - Plungеs grudai и Obeliu aliejus, запланировавшие вырабатывать по 15 тыс. тонн нового топлива в год. Осенью 2000 года плунгцы по договоренности с Вильнюсским автопарком в порядке эксперимента выпустили на городской маршрут автобус, который заправлялся биодизелином. Помимо этого они организовали ралли на 400 км, в котором участвовали 20 автомобилей на биотопливе.

В Тялшяйском районе Литвы фермер Алвидас Блажис наладил производство биодизелина у себя на ферме. Его соблазнили низкие цены на рапс, предложенные местными земледельцами. До прошлого года производство топлива на рапсе носило экспериментальный характер и его объемы были невелики. Качественный скачок произошел с открытием в 2003 году предприятия Rapsolia, которое стало первым серьезным производителем биодизелина в Литве.

Почему именно биодизелин?

В Законе о биотопливе перечисляется 10 видов ЭЧТ. По свидетельству ведущего специалиста Министерства хозяйства Альгирдаса Картунавичюса, в Литве реально анализировались возможности пяти ЭЧТ: биодизелина, дегидратного и денатуратного этанола, бензина с 7%-ной добавкой этанола и биомасел.

Биодизелин, по литовской версии, представляет собой смесь дизтоплива и рапсовой добавки (метилового эстера - выжимки из рапсового масла с животным жиром и еще несколькими компонентами) в пропорции 30 на 70. Именно такое соотношение было выбрано в процессе тестирования различных вариантов состава смеси - от 10 до 70%.

Эксперты называют несколько причин такого выбора. По мнению некоторых, важнейшим аргументом является комплексность эффекта от перехода на биотопливо, особенно если учитывать социальный аспект. В Литве рапс не является традиционным продуктом. Однако под влиянием мировой моды с 1995 года его производство выросло в шесть раз - с 19 тыс. до 120 тыс. тонн в 2003 году (площади посевов увеличились за это время с 14 тыс. до 66,8 тыс. га). Специалисты подсчитали, что применение биодизелина только на общественном транспорте в крупнейших городах потребует дополнительно 10 тыс. га засева рапса. А имеющиеся возможности позволяют без ущерба для других культур довести эти площади до 180-240 тыс. (15% от общих посевов). Сельским жителям это обеспечит дополнительную занятость.

Помимо смеси для биотоплива, переработка рапса дает два важных побочных продукта - глицерол, используемый в химической промышленности, и рапсовый жмых (около 700 кг с тонны), который идет на приготовление кормов для скота.

Экономический аспект

Подсчитано, что в Европе производство биодизелина почти вдвое дороже, чем дизтоплива, причем его расход на 10% выше обычного топлива. Кроме того, исследования Вильнюсского технического университета показывают, что биодизелин, хоть и не очень сильно, ускоряет коррозию металла и старение резины в прокладках и шлангах, а также требует более частой замены масла.

В Литве разница в ценах составляет около 3 литовских центов (примерно 0,8 евроцента) за литр. Для компенсации этой разницы Вильнюсское самоуправление выделило из местного бюджета на этот год 200 тыс. литов (56 тыс. евро). Кроме того, городской автобусный парк пользуется льготой, предусмотренной в Законе о биотопливе, согласно которой стоимость добавки освобождается от акциза, а само транспортное предприятие - от налога на охрану окружающей среды пропорционально доле используемого чистого топлива.

Мэр Зуокас отмечает, что цены на рапс могут снизиться по мере того, как вырастут его производство и конкуренция на рынке. Он считает даже, что разница может вообще исчезнуть. Особенно если будет принята радикальная поправка по льготам, которой добиваются сторонники ЭЧТ, - снижение с 18 до 9% налога на добавленную стоимость.

Соседи пока в проектах

Аналогичная попытка была сделана и в Риге более года назад. Однако тамошние автобусы перевести на биодизелин так и не удалось: как объясняет член правления предприятия Baltic Biodisel Александр Калиновский, это привело бы к удорожанию стоимости проезда на 30-50%. Тем не менее уже заявлено о проектах строительства двух предприятий по производству биодизелина. Одно из них собирается построить близ Елгавы предприниматель Григорий Крупников совместно с компанией Latraps, занимающейся выращиванием рапса. Проект будет стоить 15 млн евро. Второе предприятие - Baltic Biodisel (его строительство обойдется примерно в такую же сумму) - сможет производить до 75 тыс. тонн горючего в год. Этот завод планируется разместить на территории индустриального парка Vega в Рижском свободном порту.

Вынашиваются аналогичные планы и в Эстонии. Представители недавно обосновавшегося в этой стране фонда, связанного с DaimlerChrysler, выразили заинтересованность в создании крупного завода по производству биодизельного топлива в Южной Эстонии. Посланцы DaimlerChrysler уже посетили местное Министерство финансов. По имеющейся информации, интерес представителя фонда к строительству завода очень высок, однако он занял выжидательную позицию до окончательного решения вопроса об освобождении биодизельного топлива от акциза.

Вильнюс