Начало пути

1 ноября 2004, 00:00
  Северо-Запад

Если все в нашей стране будет развиваться более-менее нормально (без резких откатов и поворотов), то сбережение и приумножение собственных накоплений с помощью паевых инвестиционных фондов (ПИФов) довольно скоро будет считаться вещью обыденной. Во всяком случае, такое развитие событий уже сегодня не кажется чересчур фантастичным.

С первых выпусков "Наших денег" мы уделяем ПИФам довольно много внимания. Причина проста: паевой фонд - наиболее простая и доступная альтернатива традиционной российской сберегательной парочке "банковский депозит - наличная валюта". Хотелось бы также добавить "понятная". Но это не так. Очень немногие ясно понимают, "что такое ПИФ и с чем его едят". Кроме того, в России уже более 200 реально работающих паевых фондов, и даже "продвинутый" инвестор, осуществляя выбор, может оказаться в затруднительном положении.

Авторы публикуемой нами статьи, задавшись вопросом "Как выбирать паевые фонды?", утверждают, что задача эта сродни выбору телевизора. В определенной степени они правы. Решение о покупке должно приниматься после анализа трех основных показателей: качество, цена, гарантия. Мы же, в свою очередь, хотели бы заострить внимание на паре важных, на наш взгляд, моментов.

Первое: выбор фонда в конечном итоге вряд ли будет сделан только на основании, скажем так, объективных показателей. Не менее важным является отношение к компании, которой мы доверяем свои сбережения, ее имя, ее брэнд. Согласитесь, вы вряд ли купите телевизор фирмы с неизвестным вам названием, хотя, возможно, этот товар на голову превосходит продукцию "грандов" типа Sony или Philips. Но вас-то в этом никто не убедил.

Второе: при выборе ПИФа как никогда важно помнить о том, что предыдущие достижения не всегда гарантируют успех в будущем. Поэтому вложения в ПИФ, которые по определению должны быть долгосрочными, есть процедура постоянной оценки, сравнения и выбора. Но без скоропалительных выводов.

И чем дальше, тем больше будет осложняться задача выбора. Стараясь привлечь новых пайщиков, фонды будут сегментироваться, ориентироваться на целевые аудитории, прислушиваться к настроениям людей. Точно так же появляются новые модели телевизоров, автомобилей, тонизирующих напитков. В той же Америке работают тысячи ПИФов (их называют "взаимными фондами"), среди них встречаются и довольно экзотические. Умнейшие люди бьются над тем, как сориентировать инвесторов в этом океане; пишут книги и выпускают специализированные журналы. Так что тема выбора "лучшего фонда", по сути, бесконечна. И мы с вами только в самом начале пути.