Дмитрий Буренин: "Надеюсь, до всего дойдут руки..."

Дмитрий Буренин, в бытность свою председателем Контрольно-счетной палаты (КСП), демонстрировал неукротимую энергию и решительность, выявляя злоупотребления в расходовании бюджетных средств. Не меньший интерес, выходивший, по мнению оппонентов, за формальные рамки компетенции КСП, проявлял он к анализу экономической политики, особенно к поиску "черных дыр", в которых исчезают возможные доходы бюджета. Судя по всему, эта репутация Дмитрия Алексеевича и предопределила его назначение председателем Комитета финансового контроля (КФК) администрации Петербурга.
Дмитрий Буренин

Считается, что с помощью Буренина и "финансовой разведки" губернатор Валентина Матвиенко намерена присматривать за работой своих соратников по команде и вверенных им подразделений. Но пока преждевременно говорить об эффективности новой бюрократической структуры.

Проверки КСП, подтачивавшие устои администрации Владимира Яковлева, вписывались в противостояние ЗакСа и полпредства со Смольным и неизбежно имели политический эффект. Оказавшись в лагере исполнительной власти, Буренин будет вынужден играть по другим правилам. Подчинение напрямую губернатору само по себе не является гарантией успешной деятельности комитета. Интервью председателя КФК обозревателю "Эксперта С-З" свидетельствует, что первая проверка - анализ ситуации в ЖКХ - не принесла сенсаций и "нового знания". Да и комментарии Буренина по вопросам, которые должны представлять интерес для КФК, весьма осторожны и не слишком оригинальны. Впрочем, возможно, это просто издержки переходного периода, а также особого статуса Буренина.

Предотвращать и упреждать

- Чем продиктовано ваше решение после трех лет работы в КСП, подотчетной Законодательному собранию, перейти в лагерь исполнительной власти?

- Первый мотив: в течение года я убедился, что обещания, которые Валентина Матвиенко давала в ходе выборной кампании, реализуются. Созданная ею команда работает в единстве на позитивный для города результат. Прежняя администрация вообще не обращала внимания на предложения КСП, и всем было понятно: если доходы не попадают в бюджет, значит, они попадают в какие-то другие места! Нынешняя же администрация осуществила на практике многие наши предложения по увеличению доходной части бюджета. Ее рост на 30% - очень высокий показатель. Второй мотив связан непосредственно с личностью губернатора. Нашему городу повезло, когда губернатором была избрана Валентина Ивановна. Мне импонирует стиль ее работы, который я бы определил как системный подход к решению поставленных задач. Третий мотив: в прошлом году во всем, что касается развития города, инициативу взяла исполнительная власть, а раньше акценты расставлялись скорее Законодательным собранием, не без помощи КСП. Принимая эту реальность, мне, как человеку не совсем пожилому, хотелось бы на практике реализовать знания и умения, которые я накопил за предыдущие годы.

- Результаты проверок КСП руководством ЗакСа и депутатами нередко игнорировались. Вам были даны гарантии, что материалы проверок КФК будут востребованы?

- Отчасти я ответил на этот вопрос, говоря о личности Валентины Ивановны как руководителя города. Но я хотел бы обратить внимание и на такое обстоятельство. Убежден, что сам по себе контроль в части выявления уже совершенных нарушений в финансовой сфере не имеет перспектив. Важно, чтобы контрольные функции развивались в направлении государственного аудита, под которым мы понимаем прежде всего оказание консультативных услуг, подготовку предложений по улучшению ситуации.

В КСП мы занимались главным образом последующим контролем, фиксируя нарушения, подчас с опозданием на год-два. Что же касается КФК, то мы намерены сосредоточиться на двух других формах контроля - предварительном и текущем, позволяющих упреждать и предотвращать злоупотребления. Кроме того, развитие контроля не должно сводиться лишь к усилению контрольных органов, их мощи, количества. Сама функция контроля не является созидательной, но как превентивная функция государства она имеет право на существование. Контроля не должно быть много, но он должен быть эффективен! И не случайно в плане работы КФК на первый квартал 2005 года включен мониторинг деятельности органов госвласти в части исполнения ими контрольных функций и полномочий. Мы хотим упорядочить эту деятельность. Надо, чтобы контроль был сосредоточен в основном в рамках "надведомственного" органа.

Агенты не дремлют!

- Кто "заказывает музыку", формируя план проверок КФК? Не станет ли "финансовая разведка" инструментом влияния какой-то одной из бизнес-групп, представленных в администрации, например ПСБ в лице вице-губернатора Михаила Осеевского?

- КФК напрямую подчинен губернатору, все это знают и, надеюсь, учитывают в своей деятельности. План работы составляется и утверждается губернатором, и в плане на первый квартал присутствуют предложения именно губернатора. Членам правительства дана была возможность представить свои пожелания, и в течение года, очевидно, они будут учтены.

Что касается каких-то "влияний": если бы это было так, то председателем КФК являлся бы другой человек! Вряд ли кто-то в этом городе может ассоциировать мою фамилию с какой-то группой влияния... Я с огромным уважением отношусь к Михаилу Эдуардовичу Осеевскому - за последний год он сделал очень многое, пытаясь изменить к лучшему ситуацию в финансово-экономической сфере города. Он на деле доказал заинтересованность в том, чтобы расходы бюджета были эффективны и законны. Мы конструктивно работаем с Михаилом Осеевским, с председателем Комитета финансов Александром Никоновым.

- Правда, что КФК получил от губернатора карт-бланш и внедряет своих людей в другие комитеты администрации для получения информации?

- В Положении о КФК черным по белому написано, что мы осуществляем постоянный мониторинг законности расходования бюджетных средств в семи "градообразующих" комитетах: в КУГИ, комитетах по строительству, по здравоохранению, по труду и социальной защите, по транспорту, в Жилищном комитете, в Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству. В каждом комитете находится один из сотрудников КФК, который в режиме on-line отслеживает договоры, дополнительные соглашения, акты о приемке работ, все совершаемые финансовые операции.

Мы исходим из того, что большинство руководителей органов власти в Петербурге настроены на законное, рациональное и эффективное расходование средств бюджета. Но чтобы они не забывали об этой своей обязанности, создан КФК. Губернатор, реализуя свои контрольные полномочия, должна иметь возможность оперативно и объективно получать информацию о том, что происходит в градообразующих подразделениях администрации. Информацию этого мониторинга нам надо предоставить губернатору уже по итогам первого квартала 2005 года.

- Вы говорили, что впредь КСП должна дополнять деятельность КФК. Наверное, у вас есть свой протеже на должность председателя КСП?

- Нет, я говорил о взаимодействии, которое, несомненно, будет между КФК и КСП. Думаю, схема, когда представительный орган власти осуществляет свой контроль (как показывает практика, преимущественно последующий), а исполнительная власть свой, весьма эффективна. В КСП осталось много моих сподвижников и, надеюсь, те методики и подходы, которые были при мне, не претерпят существенных изменений и палата будет занимать принципиальную, выверенную законом позицию. Конечно, я внимательно наблюдаю за ходом избрания председателя КСП. Но при этом, уверяю вас, никак не влияю на этот процесс: у меня нет такого желания.

Кстати, замечу, что, в отличие от предыдущего губернатора, Валентина Ивановна всецело заинтересована не только в получении информации КФК, но и во взаимодействии с правоохранительными органами. На всех заседаниях правительства присутствует заместитель прокурора города, который имеет возможность оценивать принимаемые решения в режиме реального времени.

Безнадежность ГУПов

- Реформа горзаказа - одна из немногих системных реформ - столкнулась с проблемой, когда оказалось невозможным существенно увеличить долю открытых конкурсов: чиновники по-прежнему стремятся делать закупки у "единственного источника" и методом котировок...

- Система стала более прозрачной, появилась возможность реально выигрывать, а не просто "получать" подряды. Но над многим еще нужно работать, в том числе в плане сокращения закупок у "единственного источника". Представители КФК присутствуют в каждой из семи межведомственных конкурсных комиссий. Они еженедельно на оперативном совещании докладывают о конкретных вопросах закупок, по которым возникали какие-то сомнения или отсутствовала достаточная информация. Естественно, эти материалы могут послужить основанием для проводимых нами проверок...

- Что надо делать, чтобы процесс реорганизации ГУПов шел более активно? Сначала в списке было 200 ГУПов, а затем осталось около 70.

- Еще одной победой губернатора я назвал бы изменение ситуации с использованием госимущества. Это относится и к ГУПам, о реорганизации которых предыдущая администрация только вела разговоры. Конечно, есть сопротивление: в каждом случае речь идет об изменении судеб руководителей, не говоря об иных интересах. Задача реорганизации ГУПов поставлена губернатором как первоочередная для КУГИ, и мы будем следить за ее решением, в том числе в ходе постоянного мониторинга деятельности этого комитета.

- Почему в бюджете установлена норма перечисления прибыли ГУПами в размере всего 50%, причем администрация не пытается дифференцировать ее для различных предприятий?

- На мой взгляд, это сейчас не носит принципиального характера. Главное, что запущен процесс ликвидации ГУПов как таковых. Можно было бы установить свою норму отчислений для всех предприятий, но в этом нет смысла. Проводившийся нами еще в КСП анализ свидетельствует, что руководитель любого ГУПа может безнаказанно показывать нулевую прибыль.

- Вы по-прежнему настаиваете на необходимости ликвидации ГУП "Городской центр размещения рекламы" (ГЦРР), которое называли искусственным посредником между городом и рекламодателями?

- Не совсем так - я говорил о том, что ГУП брало на себя обязанности КУГИ и этот процесс должным образом не оформлялся. Кроме того, заявления о необходимости реорганизации были связаны с крайне негативной реакцией прежнего руководства ГУПа на результаты проверки КСП. Сейчас ситуация меняется, многие наши рекомендации учтены, деятельность ГУПа стала более прозрачной, начали проводиться конкурсы, рынок становится доступен большему количеству операторов (а не восьми, как раньше), доходы увеличились примерно на 30%. Хотя, конечно, я и сейчас утверждаю, что резервы поступлений в бюджет от рекламы есть. Этому должен способствовать процесс унификации размещения рекламы в городе. В этой связи мы хотим сравнить эффективность размещения рекламы ГУП "ГЦРР" и ГУП "Метрополитен" - соответствующая проверка последнего запланирована на первый квартал. И затем уже мы намерены вернуться к деятельности ГУП "ГЦРР" с теми или иными предложениями. Уверен, вскоре город всерьез займется проблемами рекламы...

- Оправдан ли отказ администрации от реорганизации ГУП "Пассажиравтотранс", который рассматривается экспертами как один из наиболее непрозрачных "градообразующих" ГУПов, способных потреблять субсидии в любых объемах?

- Можно пойти по одному пути - взяться за реорганизацию ГУПа и попытаться что-то улучшить, усовершенствовать, минимизировать расходы и т.п. Но финансово-экономический блок администрации, к которому и я себя отношу, считает, что более перспективный путь - внедрение рыночных механизмов, содействующих развитию бизнеса в сфере транспортных услуг. Только конкуренция, необходимость участия в конкурсах для всех, в том числе для ГУП "Пассажиравтотранс", может снизить существующие расходы и показать реальную цену оказываемой услуги. Выбранный нами путь заставит ГУП повысить рентабельность и уменьшить издержки. Кстати, его прозрачности будет способствовать монетизация транспортных льгот. Надеюсь, через три-четыре года мы перейдем к тому, чтобы большая часть автобусных перевозок осуществлялась коммерческими структурами, как и в странах Европы, где доля муниципального транспорта составляет порядка 25-30%.

Жилкомхоз под присмотром

- Какие главные недостатки выявлены вашей проверкой в сфере ЖКХ с точки зрения эффективности расходования средств бюджета и платежей населения за услуги?

- Проверка, проводившаяся в течение месяца в системе ЖКХ, показала проблемы в части планирования и целевого расходования средств, получаемых от населения. Например, есть статья "текущий ремонт и содержание", в которую входят содержание управленческого аппарата, бухгалтерии, ремонт, мероприятия по борьбе с крысами, по обеспечению противопожарной безопасности и т.д. Руководители ГУЖА имеют предусмотренную федеральным законодательством возможность самим распределять средства на ту или иную услугу. Но, как свидетельствует наша проверка, делалось это не всегда рационально.

- В чем состоят управленческие выводы?

- Для всех 46 созданных АО будут утверждаться, по согласованию с КФК и Жилищным комитетом, финансовые планы. В них расходование средств четко связано с целями услуг, за которые платит население. По итогам выполнения работ будут проводиться сверки и подписываться акты, и только после этого АО смогут получать деньги за оказанные услуги. Мы намерены добиться создания системы, при которой средства станут носить строго целевой характер и АО не повторят ошибок тех же ГУЖА.

- В условиях создания на базе госструктур АО - обеспечиваются ли, на ваш взгляд, правила игры, способствующие развитию рынка частных компаний на рынке ЖКХ?

- Появление этих АО мы рассматриваем как промежуточный вариант. Губернатор ратует за то, чтобы на рынок вышло как можно больше предпринимательских структур. Именно поэтому решен вопрос о том, чтобы среди 114 подготовленных лотов были и крупные - до 600 тыс. кв. м, и маленькие - от 35 тыс. кв. м, которые может взять совсем небольшая компания. Важно, что у руководства города - губернатора и практически всех членов правительства есть понимание: жилищно-коммунальные услуги должны быть выведены за бюджетную сферу.

- Соответствуют ли реальности слухи, что по итогам проверки ЖКХ вы рекомендовали отстранить от должности вице-губернатора Олега Виролайнена?

- Таких рекомендаций никто не давал и они не могли быть даны по определению. Каждый должен заниматься своей работой.

"Будем докладывать..."

- Помимо ЖКХ, какие сферы, связанные с бюджетным финансированием, требуют особого внимания?

- Это, конечно, социальная сфера, здравоохранение. В частности, в планах КФК на первый квартал значится проверка эффективности расходования бюджетных средств на закупку продуктов питания для социальных нужд. Что же касается Комитета по здравоохранению, то его теперь возглавляет честный и принципиальный человек - Юрий Александрович Щербук, который многое сделал, чтобы ситуация изменилась. Но механизм достаточно инерционен и новому руководству комитета необходимо предпринять еще большие усилия по его совершенствованию...

- В качестве председателя КСП вы жестко критиковали проводимую Комитетом финансов политику заимствований как нерациональную с точки зрения города, но выгодную для занимающейся обслуживанием долга компании "АВК". Вы не изменили свою позицию?

- Основная наша претензия к предыдущей администрации состояла в том, что кредиты, которые брал город, не носили целевого характера, не всегда были экономически обоснованы и подчас брались лишь потому, что их давали. Мы же говорили о том, что изначально нужно знать, на какие цели привлекаются заимствования. Сейчас эта ситуация меняется именно в таком направлении. Что касается "АВК", то я абсолютно убежден: конкурс на обслуживание ценных бумаг проводить необходимо. На мой взгляд, у нас есть равнозначные "АВК" структуры, которые могли бы осуществлять эти функции. Вопрос упирается в то, что нельзя все сделать сразу, - надеюсь, до всего дойдут руки...

- Действительно ли КФК был против операции по возвращению в городскую собственность ОАО "Дворец спорта", принимая во внимание, в частности, непрозрачность ситуации с долгами менеджмента, отсутствие аудиторской проверки и т.д.?

- Нет, я свою позицию не высказывал... Думаю, негатив, который возник вокруг принятого решения, обусловлен во многом обещаниями Владимира Яковлева, что на "Ледовый дворец" не будут потрачены бюджетные средства. КФК не привлекался к изучению этого вопроса. Другое дело, что в случае с АО, принадлежащими городу, особенно если речь идет о крупных объектах, управляющие компании должны выбираться по конкурсу. Основной критерий определения более эффективного управления - объем получаемых доходов.

- На ваш взгляд, какие механизмы необходимо задействовать, чтобы чиновники перестали воровать? Складывается впечатление, что вместо образцово-показательных увольнений их предпочитают просто без лишнего шума отправлять руководить территориальными управлениями, ГУПами и т.д.

- Чтобы, как говорит губернатор, "не было темных углов", и создан КФК. Если мы говорим о влиянии на чиновников, которые, скажем так, неточно исполняют законы, то основной ресурс губернатора и правительства - административный, то есть возможность увольнения. Губернатор стоит на четкой и понятной позиции: если мы выявляем нарушения и все понимают, что это нарушения, значимые для города, для отрасли и они привели к ущербу, то мы не должны дожидаться окончания уголовных дел и постановлений суда. У губернатора есть возможность принимать решение о судьбе чиновника, чтобы он не занимался впредь государственной деятельностью. В моей практике председателя КФК был уволен только один чиновник - директор ГУЖА Красногвардейского района, при этом главе района вынесен выговор. Других предложений по применению такой меры мы не давали губернатору, но они вполне могут появиться. Обо всех выявленных нарушениях мы будем незамедлительно докладывать...

Санкт-Петербург