О разнице в терминах

31 октября 2005, 00:00
  Северо-Запад

Валерий Катькало, декан факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, консультант проекта:

- Для описания ряда аспектов, связанных с эффективностью, в русском языке пока не хватает терминов, что показательно. Так, в деловом английском существует понятие "нижняя черта" - предполагается, что без достижения определенного уровня экономической эффективности, минимально необходимого превышения доходов над издержками компания окажется нежизнеспособной. Она может на каком-то интервале интенсивно расти, создавать интересные продукты, но кто оплатит эти усилия, если фирма постоянно накапливает убытки?

В сегодняшней России умение распознавать и занимать новые рынки и ниши порой является первым приоритетом для руководства компаний, и это закономерно. Тем не менее невнимание к операционной эффективности ни для кого не проходит безнаказанно. Так, для многих российских банков работа на отечественном рынке финансового ритейла в ближайшие годы будет, очевидно, невозможна. Приходящие в Россию западные конкуренты обладают технологиями, которые обеспечивают принципиально другой уровень затрат, и он станет запретительным барьером к входу на этот рынок. Пока иностранные банки не проявляют своих преимуществ в полной мере, поскольку конкуренция в российском финансовом ритейле является относительно слабой, но я полагаю, что это временная ситуация.

Говоря об эффективности бизнеса промышленных компаний, мы тоже увидим терминологическое отставание. Должность, которая на большинстве российских предприятий звучит как "директор по производству", в западных корпорациях отсутствует - там действуют COO, директора по операциям. И это не случайно: невозможно повышать эффективность, воспринимая производство как автономную систему. В сферу полномочий COO непременно входит управление внешними контактами компании: передача части операций на аутсорсинг, оптимизация контактов с поставщиками, поиск выгодных альянсов. Кроме того, службы управления операциями, подчиненные COO, сливаются с департаментами автоматизации, что тоже закономерно... Убежден, что внедрение западных подходов к эффективности не только полезно, но и необходимо для российских промышленных компаний.

Такая разная эффективность

Александр Аладушкин, генеральный директор ЗАО "Аладушкин Групп", консультант проекта:

- Полезно видеть разные типы эффективности, различать эффективность новых инвестиций и действующих фондов. Компания может быть в большей степени ориентирована на первый или второй тип, это зависит во многом от рынка. Например, в мукомольной отрасли новые инвестиции малоэффективны, поскольку существует переизбыток производственных мощностей, а в кондитерской отрасли они дают быструю отдачу. "Хлебный Дом" - активный игрок, в том числе на кондитерском рынке, - добился эффективности за счет вложений в расширение бизнеса. Смольнинский хлебозавод, чрезмерно увлекшись повышением эффективности существующих активов, остановился в развитии и был продан.

Впрочем, крупные компании, как правило, должны совмещать оба типа эффективности, просто в разных долях. Рецепт совмещения, на мой взгляд, такой: четкое разделение полномочий между акционерами и топ-менеджерами. Акционеры обеспечивают эффективность новых инвестиций, находя ниши для расширения бизнеса компании. Топ-менеджеры повышают эффективность действующих мощностей и предлагают идеи по инвестированию.

Правило без исключений

Илья Пантелеев, генеральный директор консалтинговой компании "АНД Проджект", консультант проекта:

- Потребность в повышении эффективности бизнеса, с моей точки зрения, существует всегда, независимо от типа компании и текущей рыночной ситуации. Одним из основных внешних драйверов, заставляющих заниматься этой работой, является или уже существующая конкурентная борьба, или понимание менеджеров, что конкуренция обострится в будущем. Другим - внутренним - драйвером становится рост компании, влекущий за собой усложнение управления бизнесом и даже частичную потерю управляемости. Таким образом, мнение о том, что рост компании, обеспечивая сокращение издержек за счет масштаба, избавляет от работы по повышению эффективности, неверно.

Не случайно первыми в России с задачами повышения эффективности столкнулись игроки рынков оптовой и розничной торговли. С одной стороны, в условиях взрывного роста им пришлось управлять огромными потоками информации (широчайшая номенклатура товаров, множество приходных документов, распределенная сбытовая и складская структура и т.д.). С другой стороны, на этих рынках с появлением в стране международных игроков быстро произошло ужесточение конкуренции. Сейчас в российской оптовой и розничной торговле активно действуют в основном крупные игроки, использующие экономию на масштабе, и они формируют активный спрос на технологии повышения эффективности, включая информационные системы. В данный момент в решение задач оптимизации бизнеса включились предприятия производящих отраслей, в том числе пищевой промышленности. В ближайшее время к ним присоединятся другие отрасли... Таким образом, заниматься ростом эффективности надо сейчас, поскольку ваши конкуренты наверняка этим уже занимаются.

Условия меняются внезапно

Александр Печерский, генеральный директор исследовательско-консультационной фирмы "Альт", консультант проекта:

- Лично мне близок подход руководителя "КИТ Финанс" Александра Винокурова, который говорит, что ему неинтересно заниматься снижением издержек: лучше искать новые возможности, чем экономить. Отчасти это вопрос субъективных пристрастий. Ли Якокка делил руководителей на два типа: "финансистов" и "маркетологов". Первые снижают издержки, вторые - повышают продажи. Однако нужно учесть и объективный фактор: на растущих рынках, к которым относится Россия, для многих компаний расширение бизнеса более рационально, нежели получение дополнительного дохода на оптимизации издержек: рост дает больший суммарный эффект.

Тем не менее нашим компаниям стоит уделять больше внимания производительности и эффективности в целом. Во-первых, иногда при быстром росте недостаточное внимание к операционной эффективности становится препятствием для самого роста. Во-вторых, многие российские рынки расширяются уже медленнее, чем раньше. В-третьих, нельзя упускать из виду, что порой изменение внешних условий происходит внезапно: полупустые рынки насыщаются за короткий период времени, в стране появляется крупный иностранный игрок и пр. Вчера Ford Motor здесь не было - сегодня он здесь; вчера METRO не было - сегодня оно в числе лидеров российского ритейла и так далее. К стремительным переменам надо готовиться заранее.