Блог с нами

Пятый угол
Москва, 13.02.2006
«Эксперт Северо-Запад» №6 (259)
В медиапространстве происходит бархатная революция: традиционные СМИ теряют позиции под давлением новой среды – блогосферы

Когда в телевизионных новостях одного из федеральных каналов при рассказе о «революционном восстании» в Киргизии сослались на «интернет-дневник-блог» одного русскоязычного свидетеля событий, а заодно показали выложенные в этом дневнике шокирующие фотографии мародерства в Бишкеке, никто не уделил этому факту особого внимания. С тех пор ситуация повторялась не раз – то одно, то другое событие (будь то чрезвычайные ситуации, культурные проекты или политические акции) освещалось со ссылкой на русскоязычные и западные блоги. В крупных газетах стали появляться заметки, где сообщалось, например, следующее: «Митинг у здания Министерства обороны был инициирован и организован в интернет-дневнике сайта Livejournal.com». И первые фотографии с мест взрывов в Лондоне канал BBC получал от пользователей блогов в Интернете, и после трагедии 11 сентября в Нью-Йорке главным источником эксклюзива и душещипательных личных историй для традиционных СМИ опять же были личные блоги. То, что казалось случайностью, исключением, выросло в закономерность. И если активные пользователи Интернета признали силу так называемой блогосферы еще несколько лет назад, то остальным потребителям информации только предстоит столкнуться с этой новой реальностью.

Одно-единственное определение дать блогу уже сложно: слишком разнообразным стал этот интернет-формат. Традиционный блог – это периодически обновляемая лента сообщений в публичном доступе, которые оставляют зарегистрированные в системе пользователи. Сообщения могут быть совершенно разные: и ссылка на интересную новость, и авторский текст. Все это напоминает сайт информационного агентства, с той лишь разницей, что каждое сообщение, или пост, может быть прокомментировано читателями. Очень часто блог ведется одним человеком, являясь, таким образом, авторским оригинальным произведением, но многие популярнейшие блоги представляют собой коллективную площадку обсуждений. Проще говоря, блог – это способ периодической организации информации в Сети одним или несколькими вещателями.

По данным компании Technorati, общее число блогов в мире превышает 27 млн и ежедневно прирастает на 75 тыс. Каждый день авторы самых разнообразных блогов вывешивают около 1,2 млн реплик. В России наибольшую популярность получил проект Livejournal.com – система онлайновых дневников-блогов. В нашей стране его пользователями являются около 200 тыс. человек. Публичные дневники в Livejournal.com ведут известные журналисты, публицисты и даже политики (так, отличился лидер СПС Никита Белых, который по случаю открытия своего интернет-дневника провел даже специальную пресс-конференцию).

Казалось бы, что тут особенного? То, что Сеть – универсальная среда коммуникаций, известно давно. Все, кто начинал осваивать Интернет, неизбежно сталкивались с многочисленными интернет-форумами, где тоже можно было оставлять сообщения и обмениваться информацией. Тем не менее сетевые форумы самостоятельным явлением не стали.

Все дело в технологическом совершенстве и гибкости блогов. В них очень удобно размещать информацию и работать с ней. Здесь есть лента – поток информации, где последняя запись всегда самая верхняя. В полноценных системах (как, например, в Livejournal.com) можно формировать список «друзей», то есть тех людей, чьи дневники-блоги ты хочешь читать. В дополнение ко всему – инструмент интеракции, то есть возможность оставить комментарии. В результате возникают очень тесные комьюнити, в которых происходят обмен информации, ее обработка и анализ.

Поначалу блоги создавались как лента ссылок на статьи в интернет-СМИ. Благодаря удобству и возможности систематизации ссылок блоги уже в этом качестве привлекли интернет-сообщество. А по мере популяризации новой среды они вообще стали претендовать на статус индивидуальных СМИ. Техническая организация блогов дала возможность интернет-пользователям самим стать производителями и поставщиками информации. Можно сказать, на смену односторонней коммуникации, когда крупные медиа транслируют на массовую аудиторию свои сигналы-«месседжи» и, таким образом, оказывают влияние на общество, пришла новая модель коммуникации, в которой каждый читатель и зритель одновременно может быть автором, журналистом. Новая модель, уверены апологеты блогосферы, уничтожает неравенство, доминирование и информационную тиранию. Возникает своеобразный электронный Гайд-Парк.

При этом у блогов есть сильные конкурентные преимущества. Известный деятель Рунета Антон Носик привел в своем интернет-дневнике интересный пример. В декабре прошлого года скончался выдающийся писатель-фантаст Роберт Шекли. Эта информация в тот же день появилась сразу в нескольких блогах (сперва – фанатских, потом – обычных) и только со значительным опозданием – в профессиональных изданиях. «Традиционное медиапространство, вложившее миллиарды в инфраструктуру добычи новостей, проигрывает бесплатной блогосфере почти четыре часа. Дальше разрыв будет только увеличиваться», – резюмирует Носик. Конечно, это не совсем характерный пример: при всем почтении к писателю-фантасту, его смерть не могла стать мировой новостью. Но пример показательный. В тех областях, где блоггеры имеют прямые источники информации и прямую заинтересованность в ее распространении, блоги всегда будут оперативнее традиционных СМИ.

Анализ цитируемости сайтов, проведенный Technorati, свидетельствует о том, что блоги в совокупности уже имеют большее влияние, чем традиционные СМИ. Здесь проявляется так называемый эффект «длинного хвоста»: информация из блогосферы быстрее распространяется по Сети, быстрее доходит до нужного адресата и быстрее следует реакция на нее. В некотором смысле блоги – вызов и профессиональному сообществу, и потребителям информации. Традиционным СМИ неизбежно придется перенимать технологии блогосферы (на мировом рынке это уже постепенно происходит) и работать над повышением собственной конкурентоспособности. Потребители же информации получают возможность самим стать ее производителями, освободиться от влияния Большого медиабрата. А это дорогого стоит. 

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №6 (259) 13 февраля 2006
    Лесное хозяйство
    Содержание:
    Реклама