Автомобиль для витрины

8 мая 2006, 00:00
  Северо-Запад

Приход в Санкт-Петербург автомобильных концернов создает благоприятный имидж города, но пока не приводит к заметным переменам в городской экономике

Японский автомобильный концерн Nissan официально объявил о намерении построить в Санкт-Петербурге сборочный автозавод стоимостью 200 млн долларов. Строительство планируется начать в 2007 году на севере города (в районе поселка Каменка). Первую машину завод соберет в начале 2009 года, а в течение следующих двух лет выйдет на проектную мощность 50 тыс. автомобилей в год. Представители Nissan пока не называют марку, которую будет выпускать петербургское предприятие: до 2009 года характер спроса может измениться.

По словам PR-менеджера «Ниссан Мотор Рус» (российского подразделения Nissan) Татьяны Натаровой, выбор японским концерном Петербурга связан с логистическими выгодами – с возможностью доставлять машинокомплекты морем. Кроме того, Nissan привлекла поддержка городских властей. Строительство сборочного завода обойдется Петербургу в 1 млрд рублей инвестиций на подготовку территории, к тому же город освободит предприятие от уплаты ряда местных налогов на пять лет.

С точки зрения формирования имиджа Петербурга как объекта инвестирования действия городских властей оправданны. Если же говорить о прямых экономических выгодах, то они неочевидны. Петербург готов вложить немало средств в обустройство заводов Toyota (см. «Эксперт С-З» №17 от 9 мая 2005 года) и Nissan. В то же время стимулы для создания в городе полнокомплектного производства автомобилей и развития производства автокомпонентов (на это рассчитывают власти) пока слабы. Упомянутые выше географические преимущества подталкивают концерны к тому, чтобы ввозить компоненты, а не производить их в Петербурге.