В последний вагон

5 июня 2006, 00:00
  Северо-Запад

General Motors построит в Шушарах завод по производству автомобилей новейших марок

Министр экономразвития РФ Герман Греф и вице-президент автомобильной корпорации General Motors Питер Форстер подписали инвестиционное соглашение о строительстве сборочного завода в Санкт-Петербурге. По словам Грефа, соглашение предусматривает сборку на заводе трех моделей автомобилей, однако каких именно, министр не уточняет. По информации источника газеты «Ведомости» в правительстве РФ, на предприятии будут собирать нынешние новинки модельного ряда корпорации – внедорожник Chevrolet Captiva (его премьера состоялась весной 2005 года) и новую модель седана класса J-300, которая пока находится в разработке. О третьей модели ничего не известно – руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ компании A. T. Kearney Евгений Богданов сообщил газете «Ведомости», что это американская платформа, на которой, в частности, построен Chrysler Neon – одна из самых дешевых разработок GM.

Мощность будущего завода неизвестна, но, судя по названному Грефом объему первоначальных инвестиций в размере 115 млн долларов, предприятие сможет выпускать около 50 тыс. автомобилей в год. Производство Chevrolet Captiva в первое время составит до 3 тыс. в год.

Российская «дочка» GM компания ООО «Дженерал Моторс Авто» была зарегистрирована в Петербурге в апреле 2006 года. На ближайшем заседании петербургское правительство примет постановление о предоставлении компании земельного участка и статуса стратегического инвестора. По словам вице-губернатора Михаила Осеевского, участок будет выделен в промзоне Шушары, рядом с площадкой для завода Toyota. Закладка первого камня завода GM состоится в ближайшие дни.

Одновременно правительство Петербурга увеличивает льготы для стратегических инвесторов. По словам председателя КЭРППиТ Владимира Бланка, вскоре появится постановление правительства Петербурга «О предоставлении рассрочки при выкупе земельных участков». Помимо этого в городской закон «О налоговых льготах» будут внесены дополнения, согласно которым для инвесторов с объемом инвестиций в промышленное производство не менее 3 млрд рублей период освобождения от налога на имущество и понижения на 4% ставки налога на прибыль увеличится с нынешних трех лет до пяти.

Следует заметить, что GM заявила предельно малый объем инвестиций – только чтобы вписаться в городской закон (впрочем, как и Toyota, и Nissan; да и Ford во Всеволожске не слишком торопится наращивать обороты). Между тем Хартвик фон Сас, представитель компании Volkswagen AG, который одновременно с Питером Форстером подписал аналогичное соглашение с Грефом, заявил «Ведомостям» о намерении инвестировать в свой завод в Калуге 400 млн евро, т.е. почти в 4,5 раза больше, чем GM в Петербурге. Впрочем, такую сумму VW обещал вложить до 2010 года, в то время как GM говорит лишь о ближайших планах.

Несмотря на всю привлекательность петербургских льгот, наиболее значимые преференции предоставляет федеральное правительство. GM, как и аналогичные проекты (Renault, Toyota, Nissan, Volkswagen), будет пользоваться льготами, предусмотренными принятым в марте прошлого года постановлением правительства РФ «О внесении изменений в Таможенный тариф РФ в части автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» (завод «Форд Всеволожск» работает по эксклюзивному постановлению правительства). Между тем, как сообщают в Минэкономразвития, правила ВТО, куда Россия собирается вступать, запрещают предоставление подобных преференций, поэтому уже в июне прием заявок на получение таможенных льгот для автопроизводителей будет прекращен (обязательства России по заключенным соглашениям, разумеется, будут выполняться – ВТО этому не препятствует). Так что GM, похоже, прыгнул в последний вагон уходящего поезда российских льгот.