Председатель совета директоров «Балтэнерго» Иван Кузнецов уверен в необходимости прокладки кабеля из России в Финляндию и считает проект не только экономически обоснованным, но и способствующим повышению энергетической безопасности двух стран. В интервью корреспонденту «Эксперта С-З» Иван Кузнецов рассказывает о проекте и отвечает на претензии противников этого строительства.
– Накануне нашего интервью Анатолий Чубайс назвал проект прокладки кабеля из России в Финляндию «бессмысленным и нереализуемым». Свою позицию Чубайс объясняет тем, что на Северо-Западе России ни у РАО ЕЭС, ни на Ленинградской атомной станции (ЛАЭС) нет ресурсов мощности. Вы можете прокомментировать это заявление?
– Я хотел бы подчеркнуть, что структуры РАО ЕЭС не участвуют в финансировании данного проекта и единственное, что от них требуется, – это техническое согласование точки подключения к сетям. В России существует закон о недискриминационном доступе к сетям, поэтому не разрешить нам подключиться к ним никто не может.
Оптовый рынок электричества устроен таким образом, что мы должны покупать энергию на ФОРЭМе. И инвесторы понимают, что если избытка энергии в нашем регионе не будет, то по кабелю окажется нечего поставлять. Но даже в этом случае строительство кабеля не является бессмысленным, поскольку в случае дефицита энергии в нашем регионе есть возможность купить электричество за границей и доставить его сюда. Наш проект – это как платная дорога, когда деньги берутся за открытие шлагбаума. Дорога станет простаивать, только если цены на электричество в России и Финляндии совпадут, а спрос на электроэнергию будет полностью удовлетворен. В такое развитие событий я не верю. Мы убеждены, что располагаем адекватными оценками энергобаланса в нашем регионе и что движение по этой платной дороге будет обеспечено.
Сегодня получены все необходимые разрешения на реализацию проекта, а поручение оценить проект давал правительству президент России. На основании поручения президента была создана межведомственная рабочая группа, которую возглавляло профильное министерство – промышленности и энергетики. В группу вошли полномочные представители Минэкономразвития, МИДа, ФСТ, РАО ЕЭС, системного оператора, экспертных организаций и институтов. В ее заседаниях участвовали также депутаты Госдумы и представители органов законодательной власти. В итоговом документе, утвержденном заместителем министра промышленности и энергетики, указывается, что «проект ОАО „Балтэнерго“ отвечает интересам развития российской электроэнергетики и увеличения экспорта электроэнергии». Там же содержится положение о целесообразности дипломатического сопровождения проекта со стороны МИДа России как меры, укрепляющей энергетическую безопасность. Как известно, этот вопрос – важнейший из обсуждаемых на июльском саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.
– Тем не менее оппоненты проекта в России и за рубежом утверждают, что на Северо-Западе существует дефицит мощностей, особенно в связи с возможным выводом из строя первых двух блоков ЛАЭС. Насколько правомерны, с вашей точки зрения, прогнозы сегодняшних и грядущих проблем в энергоснабжении нашего региона?
– Действительно, первые два блока Ленинградской атомной станции выработали тридцатилетний ресурс, один в 2003 году, второй – в 2004-м. Поэтому на обоих блоках был проведен большой комплекс работ, продливший срок их службы на 15 лет. Госатомнадзор предоставил ЛАЭС лицензию на пять лет, но это не означает, что блоки будут остановлены, поскольку получение последующего продления – формальная процедура, аналогичная прохождению техосмотра автомобилем. Более того, сроки эксплуатации третьего и четвертого блоков, истекающие в 2009 и 2012 годах, будут увеличены не на 15, а на 20 лет. Одновременно в 2007 году начнется строительство замещающих мощностей – четырех энергоблоков ЛАЭС-2, которые войдут в строй с 2013-го по 2016 год. Получается, что новые и действующие мощности будут работать вместе. Если проанализировать программу развития российской атомной энергетики, то прогноз энергобаланса в нашем регионе выглядит не так пессимистично, как его рисуют представители РАО ЕЭС. В самом Санкт-Петербурге тоже будут вводиться новые мощности – второй блок Северо-Западной ТЭЦ, Юго-Западная ТЭЦ и другие.
Сегодняшние оценки энергобаланса также не свидетельствуют о наличии дефицита генерирующих мощностей: в последнее время из четырех блоков ЛАЭС даже в пиковом режиме работали лишь три. Видимо, структурам РАО ЕЭС выгоднее продавать «свое» электричество: из-за сетевых ограничений коэффициент использования установленной мощности энергоблоков ЛАЭС в 2005 году составил чуть более 70%. Мощности ЛАЭС частично заперты, а их недозагрузка как раз и явилась одной из главных предпосылок строительства кабеля. В Финляндию мы собираемся поставлять энергию именно от незагруженных мощностей, кроме того, благодаря кабелю появляется возможность резервирования энергосистемы российского Северо-Запада на случай аварийных ситуаций, так называемых «блэкаутов».
– Как утверждают представители одной из экологических организаций, выступая в конце мая на ЛАЭС, Сергей Кириенко заявил, что энергия станции не будет поставляться на экспорт. Действительно ли Кириенко сделал такое заявление?
– Я присутствовал на пресс-конференции, где Кириенко был задан этот вопрос, и могу воспроизвести ответ руководителя «Росатома» достаточно точно: да, мы знаем об этом проекте, он действительно хорошо подготовлен экономически и технически. Проект интересный, но для нас как государственной организации приоритетом является обеспечение северо-западных регионов России. Для того чтобы вынести окончательное решение, я даю поручение руководителю концерна «Росэнергоатом» Сергею Обозову назначить встречу с представителями ОАО «Балтэнерго» и подготовить соответствующие рекомендации.
– Один из основных противников проекта – финская сетевая компания Fingrid Oy – заявляет о невозможности принятия столь больших мощностей на юге страны. В последних предложениях ОАО «Балтэнерго» говорится о прокладке не одного кабеля мощностью 1000 МВт, а двух по 500. Где предполагается реализовать прием энергии от второго кабеля, изменятся ли при этом стоимостные показатели проекта?
– Проект сразу предусматривал прокладку комбинированного кабеля из двух ниток по 500 МВт и металлической нитки возврата. Поскольку компания Fingrid не предоставила нам альтернативных точек, консультанты компании United Power разработали 15 вариантов подключения кабеля в различных точках национальной сети Финляндии. Обе нитки могут подключаться либо к одной подстанции, либо к разным. В случае необходимости строительство второй нитки кабеля придется вести с задержкой от года до трех относительно первой. Это может удорожить проект примерно на треть, но делать окончательные оценки будем только после согласования точек подключения кабеля к сети.
– Основная цель проекта по-прежнему состоит в том, чтобы вложить вырученные средства в разработку новых мощностей ЛАЭС?
– Цель проекта, как виделось в 1999 году, состояла в продаже электроэнергии для финансирования строительства нового энергоблока. Предполагалось заключить фьючерсный контракт на поставку электричества на 10-15 лет и использовать авансовые платежи для перевооружения ЛАЭС. На эти деньги – а речь шла о нескольких миллиардах – собирались строить новые энергоблоки. Теперь ситуация изменилась – финансирование строительства новых мощностей ЛАЭС будет вестись только из бюджетных средств. Проект превратился в чисто коммерческое мероприятие.
– Каков состав инвесторов, и какие средства будут использоваться для финансирования проекта?
– Уставный капитал компании «Балтэнерго» составляет 250 млн рублей, сейчас готовится новая эмиссия акций, и капитал будет увеличен. Номинальная стоимость акционерного капитала United Power – около 1 млн евро, компания также намерена провести дополнительную эмиссию. Пока денег достаточно, поскольку до сих пор финансировались исследования, а не строительство. Найти 300 млн евро на реализацию проекта не составляет труда, у нас уже есть несколько выгодных кредитных предложений. Если бы проект начался сегодня, то годовая прибыль составила бы не 117, а 400 млн евро и, соответственно, сократились бы сроки окупаемости.
Разница в цене на электричество в России и на скандинавском рынке сохранится и далее. Во-первых, углеводородное сырье продолжает дорожать. Во-вторых, сети в Финляндии действительно изношены и их модернизация будет финансироваться за счет дальнейшего повышения тарифов. На фоне таких фундаментальных факторов 300 млн евро не представляется заоблачной суммой, и инвесторы это хорошо понимают.
Беседовал Павел Прохоров
Санкт-Петербург