Количество мини-НПЗ в России последние несколько лет стремительно растет. Несмотря на то что 27 основных нефтеперерабатывающих заводов страны работают в неполную силу, а строить мини-НПЗ по дорогостоящим технологиям, которые позволяют поддерживать высокое качество нефтепродуктов, нерентабельно. К категории мини-НПЗ относят заводы с годовым объемом переработанной нефти до 500-700 тыс. тонн. Для сравнения: крупный НПЗ перерабатывает свыше 10 млн тонн.
Анализ данных Минпромэнерго РФ показывает, что за четыре года (с 2002-го по 2006-й) общий объем переработки нефти на мини-НПЗ увеличился почти на 41%, до 4,5 млн тонн в год. Рост популярности этого бизнеса обусловлен двумя основными факторами. Во-первых, в появлении подобных производств весьма заинтересованы все региональные власти. Заполучив такой завод, губернаторы снижают зависимость от поставок нефтепродуктов со стороны крупных нефтяных компаний. А владельцы мини-завода получают гарантированный сбыт продукции на местном рынке, не говоря уже о том, что для них значительно упрощается процедура получения земли под предприятие и всяческих разрешений. Во-вторых, сегодня любому нефтетрейдеру выгоднее экспортировать не сырую нефть, а нефтепродукты из-за существенной разницы между экспортными пошлинами на них. Переработав нефть на мини-НПЗ даже по самой примитивной схеме, он существенно экономит на уплате пошлин.
Впрочем, малые формы нефтепереработки будут оставаться привлекательными лишь на определенный промежуток времени. На внутреннем рынке ужесточаются требования к качеству нефтепродуктов. Большинство мини-НПЗ сегодня могут рентабельно работать только с узкой линейкой продуктов (в основном это дизтопливо и мазут, а также немного прямогонного и низкооктанового бензина), и эти требования они не выдержат. Предприятия придется либо закрывать, либо увеличивать их мощность, параллельно усложняя технологию нефтепереработки за счет вторичных процессов (каталитический крекинг, гидрокрекинг, каталитический риформинг, алкилирование и пр.).
Полутеневой бизнес
В России нет исчерпывающей официальной статистики по мини-НПЗ. По данным Росстата, в стране насчитывается 44 мини-НПЗ, при этом только 36 из них ежемесячно отчитываются в Минпромэнерго. Похоже, что это далеко не все отечественные представители малой нефтепереработки. По оценке ООО «ИнфоТЭК-консалт», количество реально существующих мини-НПЗ превышает официальные цифры как минимум вдвое. ИЦ «Кортэс» в своем справочнике «Действующие и строящиеся малые нефтеперерабатывающие предприятия России» перечисляет 80 заводов. Количество же так называемых «самоваров» (закопанных в землю котлов от вагонов-цистерн, в которых путем нагрева разделяют нефть на простейшие фракции) вообще не поддается никакому подсчету, особенно в южных регионах России. Обычно «самовары» ставятся на нелегальных врезках к трубопроводам.
Производство нефтепродуктов облагается достаточно высокими налогами. Поэтому неудивительно, что владельцы мини-НПЗ часто не желают афишировать себя, а более половины заводов, как отмечают эксперты, вообще работают без лицензий. «Необходимость соблюдать огромное количество норм и требований при легальном строительстве и эксплуатации мини-НПЗ толкает владельцев к сокрытию существования перерабатывающих мощностей, – говорит старший специалист аналитического отдела ООО ИК „Баррель“ Анна Анненкова. – К тому же присутствует и банальное нежелание платить налоги и акцизы».
Три рынка сбыта
В зависимости от рынков сбыта мини-НПЗ принято разделять на три группы. Первую составляют заводы в районах нефтедобычи. Основная их задача состоит в обеспечении горюче-смазочными материалами нефтяных городков вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Такие заводы есть практически у всех ВИНК. Например, у «Роснефти» – Тарасовская МУНП, «РН-Северная нефть», Стрежевской НПЗ. У «Татнефти» – Кичуйский НПЗ. У «ЛУКОЙЛа» – ТПП «Когалымнефтегаз», «Урайнефтегаз» и т.д. Часть этих заводов, например ТПП «Когалымнефтегаз», имеют довольно развитую конфигурацию, что позволяет им вырабатывать бензин приличного качества (Евро-2).
Во вторую группу входят припортовые мини-НПЗ (например, Ванинский НПЗ). Их строят преимущественно для экспорта нефтепродуктов или бункеровки (погрузки на суда запасов топлива). В случае поставок на экспорт полуфабрикаты этих заводов, прежде чем попасть к конечному потребителю, как правило, проходят дополнительную переработку на заграничных НПЗ. Это вызвано невысоким качеством нефтепродуктов, получаемых на большинстве действующих мини-НПЗ, где отсутствуют технологические возможности для вторичной перегонки. Наконец, к третьей группе относятся региональные мини-НПЗ. Рынок сбыта для них – близлежащие территории и соседние регионы.
Возможности для новых игроков
До недавнего времени мини-НПЗ строили в основном нефтяники. В 1990-х годах немногочисленные коммерсанты, никак не связанные с добычей нефти, пытались разбогатеть на малой нефтепереработке, но часто терпели фиаско. «В начале 1990-х годов Киришский НПЗ продал лежащую на складе установку „МПУ-100“ (годовая мощность переработки 100 тыс. тонн нефти. – „Эксперт С-З“), – вспоминает Александр Яковлев, директор ООО „ЭПН-консалтинг“ (компания создана на базе экономического отдела ОАО „ВНИИНефтехим“). – В Волхове эту установку смонтировали. Она несколько лет простояла, а потом ее сдали в металлолом, потому что мини-НПЗ оказался абсолютно нерентабельным». Это один из примеров неудачного мини-завода. В то же время в 1998 году был построен Марийский НПЗ, который со временем стал одним из лучших независимых мини-НПЗ в России (успеху предприятия во многом способствовало то, что оно расположено вблизи магистрального трубопровода Сургут – Полоцк, по которому получает сырье).
Ситуация изменилась в 2003-2004 годах. На фоне роста мировых цен на нефть в стране начали проектироваться и строиться именно независимые мини-НПЗ (региональные и припортовые). Так, по данным на конец прошлого года, их строительство велось в Свердловской, Брянской, Пензенской, Липецкой, Ульяновской, Ростовской, Новосибирской, Ленинградской и других областях. А также на Кузбассе, в Красноярском крае, Республике Коми, Эвенкийском АО.
Возможность заработать во сто крат больше на экспорте сырой нефти, нежели на поставках нефтепродуктов на внутренний рынок, привела к тому, что финансовые силы российских нефтяников в основном были брошены на развитие добычи и расширение путей транспортировки углеводородов. При этом ВИНК, которые контролируют практически все основные НПЗ, перестали уделять должное внимание отечественной нефтепереработке.
Дабы гарантированно получать нефтепродукты, а также снизить зависимость от ценового диктата нефтяников, местные администрации стали инициировать строительство региональных мини-заводов. «Собственный мини-НПЗ – это дополнительные рабочие места в регионе, поступление налогов и акцизов в региональные бюджеты. А также отсутствие дополнительных транспортных издержек, которые неизбежно возникают при доставке нефтепродуктов с крупных НПЗ», – говорит генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Консалтинг» Наталья Шуляр. Неудивительно, что при строительстве таких заводов не возникает проблем с отводом земли и получением разрешительной документации, а новое предприятие сразу закрепляется на региональном рынке. Основными потребителями мазута выступают котельные коммунального сектора, дизтоплива – сельское хозяйство, местные структуры Минобороны и МВД.
В свою очередь, интерес к созданию припортовых мини-НПЗ был вызван введением дифференцированных экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Пошлины на нефть значительно выше, поэтому, построив заводик, скажем, в приграничном Приморске (Ленинградская область) или на границе с Эстонией и разобрав нефть на простейшие фракции, можно реально экономить на пошлинах до 30%.
Высокий спрос при растущих ценах на нефтепродукты, экономия на пошлинах и транспортных издержках позволяют достаточно быстро возвратить инвестиции в строительство региональных и припортовых мини-НПЗ. Правда, их деятельность подвержена серьезным сезонным колебаниям (в зависимости от стоимости сырой нефти на рынке). Зимой прибыльность составляет 30-40%, а летом они даже могут терпеть убытки. Тем не менее срок окупаемости таких заводов – от полутора до двух лет. Примерно столько же длится строительство с нуля. Поэтому кредит под минипереработку получить достаточно легко.
На правах младших
По большому счету, бум строительства мини-НПЗ – это попытка хоть как-то устранить проблемы, возникающие из-за нерационального размещения основных нефтеперерабатывающих мощностей в России, построенных еще во времена СССР. По законам экономики, НПЗ должны находиться максимально близко к месту потребления нефтепродуктов. Заводов нужно много, различных по мощности и продуктовой линейке. Только так можно надежно и с минимальными транспортными издержками снабжать потребителей. К примеру, размер территории, снабжаемой одним российским заводом, более чем в 10 раз превышает оптимальную по стоимости перевозок нефтепродуктов удельную территорию США и в 60 раз – Японии. Таковы последствия советской гигантомании, когда было принято снижать удельные расходы за счет укрупнения единичной мощности предприятий. А то, что нефтепродукты затем придется «гонять» на тысячи километров, мало кого волновало.
Однако на отечественном рынке нефтепродуктов, который контролируется ВИНК и, по сути, является олигополистическим, новым игрокам не рады. Выражается это в том, что нефтяники очень неохотно продают сырье для переработки небольшим заводам, предпочитая своих коллег, у которых наблюдается дисбаланс между добычей и переработкой.
Сырье для мини-НПЗ можно приобрести у малых и средних нефтяных компаний. Им трудно пробиться со своей продукцией на внешний рынок, а схемы процессинга (отдаем нефть на НПЗ в другой регион, получаем обратно нефтепродукты) становятся все менее выгодными. Но заключать долгосрочные контракты сторонам удается далеко не всегда. По словам Натальи Шуляр, есть примеры, когда построенные мини-НПЗ в Кабардино-Балкарии, Оренбургской области, Дагестане не работают из-за отсутствия сырья.
Эксперты считают, что строительство мини-НПЗ при отсутствии своего сырья оправдано только тогда, когда нормально работает рынок сырой нефти (например, через нефтяную биржу). Иначе мини-НПЗ становятся уязвимыми для поглощения поставщиком (как ВИНК, так и небольшой нефтяной компанией). О создании нефтяной биржи в России заявлено, но когда она реально заработает, неизвестно, так как нефтяные компании не изъявляют особого желания торговать на ней.
Вероятно, государство могло бы стимулировать появление небольших перерабатывающих мощностей в регионах. Пусть это будут не мини-заводы, а предприятия мощностью свыше 2-3 млн тонн нефти в год, на которых уже экономически выгодно вводить капиталоемкие вторичные процессы переработки. Это позволит снижать конечную стоимость нефтепродуктов. Однако проблемы малой нефтепереработки государство пока не замечает.
Есть время для разгона
Интеграция России в европейское сообщество неминуемо приведет к тому, что требования к промышленной безопасности и экологии в нефтепереработке будут ужесточаться. Этот процесс уже идет: Ростехнадзор с этого года взял под особый контроль качество продукции мини-НПЗ и поставки сырья для них. С 2007 года собственники трубопроводной сети обязаны устанавливать охранные системы, которые позволяют выявлять незаконные врезки в трубу. Также до конца 2008 года моторное топливо в стране должно вырабатываться на уровне не ниже Евро-2, до конца 2009-го – Евро-3, до конца 2013-го – Евро-4.
Все это заставит собственников действующих мини-НПЗ модернизировать заводы. Новые мощности придется строить, опираясь на новейшие технологии и оборудование. Проблем с выбором современных нефтеперерабатывающих установок малой мощности нет. За последние годы российские образцы не только стали соответствовать мировому уровню, но и обходятся дешевле. Сложность в другом. Устанавливать на мини-НПЗ технологическое оборудование для вторичной нефтепереработки не имеет смысла в принципе. Выход – увеличение мощности заводов (то есть переход в категорию малых и средних НПЗ) за счет монтажа дополнительных установок первичной переработки и параллельно развертывание вторичных процессов. Владельцам мини-НПЗ, которые не пойдут по этому пути, рано или поздно придется свернуть свой бизнес.
По оценке экспертов, более или менее точно судьбу мини-НПЗ можно прогнозировать до 2010-2015 годов. В ИК «Баррель» считают, что к 2010 году в России появится 10-12 новых заводов мощностью 200-500 тыс. тонн. Дальше загадывать трудно, поскольку ситуация в российской нефтепереработке может существенно измениться. Связано это в первую очередь с тем, что заработают новые большие НПЗ (например, Нижнекамский НПЗ) и модернизированные (Туапсинский, Комсомольский, Киришский НПЗ, Ангарская НХК), а это частично насытит внутренний рынок нефтепродуктов.
Санкт-Петербург