Звездные активы

24 ноября 2008, 00:00
  Северо-Запад

Судоверфь «Звездочка» завершила процесс акционирования. Еще три судостроительных предприятия Северо-запада должны пройти эту процедуру в течение месяца

Ведущее российское предприятие по ремонту и модернизации атомных подводных лодок, северодвинское ФГУП «ЦС „Звездочка“», преобразовано в ОАО «Центр судоремонта „Звездочка“». Следующим этапом реорганизации станет передача 100% его акций в капитал Северного центра судостроения и судоремонта – одного из трех субхолдингов Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). «Из тех заводов, которые должны войти в состав Северного центра, не акционировано только московское ФГУП „СКБ электрохимии“ с его опытным заводом. Однако документы на его перерегистрацию уже поданы», – сообщил корреспонденту «Эксперта С-З» генеральный директор Северного центра судостроения и судоремонта Владимир Фоменко. По закону на государственную регистрацию нового предприятия отведен месяц.

Кроме этого, в ближайшее время должны преобразоваться из ФГУП в ОАО еще три госпредприятия, которые войдут в Западный центр судостроения (ЗЦС). В налоговые инспекции поданы документы на акционирование «Адмиралтейских верфей» и Средне-Невского судостроительного завода (оба в Петербурге), а также 33-го судоремонтного завода в Калининградской области. Разрозненные судостроительные активы России концентрируются в ОСК с целью выведения отрасли из глубочайшего кризиса: сегодня военное и гражданское судостроение практически неконкурентоспособно на мировом рынке. Кроме Западного и Северного субхолдинга внутри ОСК создан также Дальневосточный центр судостроения и судоремонта.

Акционирование предприятий в целом ряде случаев проходит с большим трудом. Его невозможно завершить, прежде чем будут урегулированы все имущественно-земельные отношения, а они подчас крайне запутанны. Так, недавно разгорелся спор вокруг Ново-Адмиралтейского острова, который находится на территории «Адмиралтейских верфей». На распоряжение этим участком претендовали власти Петербурга и Росимущество. Чтобы не затягивать и без того сорванные сроки акционирования верфи, стороны договорились оставить остров в ведении городских властей.

Самым проблемным для ОСК остается Кронштадтский морской завод (КМЗ), который также должен быть передан в ее состав. Уже не первый год судоремонт здесь не ведется из-за отсутствия заказов и многочисленных судебных разбирательств. Подобные спорные вопросы решаются годами, при этом, согласно президентскому указу, к апрелю 2009 года формирование корпорации должно быть полностью завершено. Поэтому в ОСК ждут принятия правительственного решения, которое позволит оставить КМЗ вне структуры корпорации. Минобороны России противится передаче в состав ОСК кронштадтского завода (впрочем, как и многих других предприятий).

По мнению экспертов, проблемы отечественного судостроения столь глубоки и системны, что ограничиваться только объединением производственных ресурсов нельзя. Требуются также государственная поддержка, включая налоговые привилегии и льготные кредиты на реконструкцию мощностей. То есть те меры, которые давно практикуются в развитых странах Запада.