Взяли на испуг

С рынка Латвии могут уйти исконно латвийские предприятия, недовольные новыми налогами и ценами на энергоресурсы

Не перенести ли свои предприятия из Латвии в другую страну, с меньшими налогами и большей стабильностью? Такой шаг во всеуслышание обсуждают в Риге две крупные латвийские фирмы – SeverStalLat и Grindex. Европейский филиал «Северстали», который давно заявил о том, что работу на рынке ЕС будет вести из Латвии, открыл пару лет назад представительство в промышленном районе Польши – Силезии. Теперь туда может перекочевать и головное предприятие компании. В свою очередь, производитель лекарств Grindex, обладающий патентами на многие известные и популярные в России лекарства, угрожает правительству Латвии отказом от планов по открытию в стране нового производства и уходом в Эстонию, где налоги ниже и правительство предсказуемо.

Надо отметить, что в Латвии сложилась поистине уникальная ситуация. В этой стране профсоюзы и Конфедерация работодателей действуют заодно. Если в других странах ЕС эти организации являются антиподами и постоянно ведут ожесточенные споры, то в Латвии они единым блоком ведут переговоры с правительством. Только вот результатов от этих переговоров мало. «Мы пытаемся вести диалог с правительством, объясняя, насколько сиюминутные решения вредят бизнесу и какие катастрофические последствия могут быть у такой непродуманной политики», – рассказывает руководитель Конфедерации работодателей Латвии Элина Эгле.

Чего испугался бизнес?

Для паники у бизнесменов есть повод – налоговая политика государства стала непредсказуемой. Не так давно по указанию Международного валютного фонда (МВФ) власти подняли НДС с 18 до 21%. Руководство налоговой службы Латвии на днях признало, что эта мера себя не оправдала: план по сбору налогов недовыполнен на 30%. После очередного транша МВФ достиг с правительством страны иной договоренности: если в 2010 году фискальная ситуация не изменится, то НДС повысят до 23%.

Зарплаты в государственном секторе экономики Латвии упали почти на четверть. В свою очередь, зарплаты министерских чиновников, по разным данным, сократились лишь на 3-5%

Теряющие терпение бизнесмены несколько раз пытались объяснить правительству, что эта мера еще более снизит собираемость налогов, потому как платить их просто невыгодно. Проще сразу подавать на банкротство.

Даже в текущей ситуации государство безжалостно давит на бизнес, пытаясь выдавить из него последний лат, и совершенно не задумывается о следующем годе. О налоговых репрессиях говорит в своем отчете даже Госконтроль Латвии. В частности, в документе отмечено, что налоговики не возвращают НДС предприятиям даже в тех случаях, когда у них есть такая возможность. Возникает множество конфликтных ситуаций, когда бизнес вынужден возвращать свои деньги через суд.

Кроме того, правительство преуспело в выдумывании налогов для населения. Если налог на депозиты ударит лишь по рантье, то налог на жилую площадь может очень серьезно ухудшить положение всех жителей страны. Этот налог предполагается брать со всего недвижимого имущества в размере 0,4% его кадастровой стоимости. В такой ситуации бизнес гадает, какие новые фискальные инициативы его ждут в следующем квартале.

А революцию не хотите?

Ситуация, когда реальный сектор экономики ищет пути отступления с рынка Латвии, возникла не на пустом месте. Когда в конце 2008 года страна оказалась на пороге дефолта, правительство заняло пассивную позицию, руководствуясь принципом «заграница нам поможет». В результате в кабинете министров подсчитали, что для выхода из кризиса стране нужно 7 млрд евро, которые решено занять у Еврокомиссии и МВФ под низкие проценты.

Однако кредиты выданы не под честное слово, а с условием проведения структурных реформ. Процесс этот плотно контролирует МВФ. Руководство фонда предложило правительству Латвии в рамках реформ сократить чиновничий аппарат более чем на треть. Однако вместо того чтобы урезать себя, правительство нашло более легкие жертвы – пенсионеров, врачей, учителей и полицейских. Зарплаты в государственном секторе экономики упали почти на четверть. В свою очередь, зарплаты министерских чиновников, по разным данным, сократились лишь на 3-5%.

«То, насколько далеко правительство Латвии зашло при сокращении зарплат в общественном секторе, совершенно немыслимо. Абсолютно немыслимо. Во Франции бы разгорелась революция, если бы кто-либо такое предложил», – поражается управляющий портфелем международного инвестиционного фонда Pimco Europe Эндрю Босомворс, который гостил в Риге и встречался с должностными лицами.

Долги отдают только трусы

Надо отметить, что вопрос о том, как Латвия после кризиса будет отдавать колоссальные долги, стоит остро уже сейчас. «Латвия должна найти элегантный способ не возвращать международный кредит, в противном случае кризис задержится у нас на долгие годы. Страну могут спасти от кризиса только инвестиции в будущее, однако это невозможно, когда казна пуста. Нельзя одновременно выплачивать долг и вкладывать в будущее», – заявил на съезде Партии народного согласия доктор экономических наук Дайнис Зелменис.

Действительно, какие налоги нужно ввести, чтобы в течение менее чем десяти лет выплатить долг в размере двух государственных бюджетов, решительно непонятно. Однако латвийские эксперты предложили несколько интересных ходов, которые правительство вполне может реализовать.

Один из них – резкое сокращение налогов и введение полной банковской тайны. Подобные действия могли бы привлечь в страну инвесторов со всей Европы, что в суммарных налоговых сборах дало бы госбюджету больше денег, нежели механическое повышение налогов. Тем не менее подобное решение приведет к резкому осложнению отношений с Еврокомиссией, а также с США. Последние и так недавно включили Латвию в список оффшорных зон, а с еще меньшим налоговым бременем могут и вовсе запретить своим банкам вести операции с этой страной. К слову, во время пика банковского кризиса на подобной уловке выиграла Ирландия, правительство которой гарантировало все вклады в коммерческих банках страны.

Второй способ – жесткие переговоры с ЕС о досрочном введении евро. Сейчас ввести евро в качестве основной валюты в странах Балтии мешают так называемые маастрихтские критерии. Чтобы в них уложиться, стране надо соблюдать баланс между инфляцией, дефицитом текущего счета и приростом ВВП. Если раньше, до кризиса, в Латвии была высокая инфляция, то осенью 2009 года она остановилась. Вместо нее в ноябре эксперты прогнозируют дефляцию в размере 1%. Однако теперь ввести евро не дает дефицит бюджета в размере 12%. Если Еврокомиссия сделает исключение и разрешит балтийским странам ввести евро в обход маастрихтских критериев, то это освободит огромные средства, которые Центробанк Латвии тратит на поддержание курса национальной валюты. Тем не менее ответ Еврокомиссии пока отрицательный. Ведь если Латвии, Литве и Эстонии дать право быстрого входа в еврозону, то того же потребуют Польша, Румыния и Болгария. А эти страны слишком велики и нестабильность в них может уронить евро.

Отрезать что нужно

Есть и третий сценарий. Провести полноценную реформу госаппарата. В 2004 году бюджет Латвии составлял всего 1,5 млрд латов (порядка 1,9 млрд евро), однако в то время не приходилось закрывать школы и больницы. Сейчас бюджет составляет твердые 3,5 млрд латов и правительство судорожно пытается найти, что еще сократить. «Это неправда, что денег нет. Посмотрите на бюджет 2004 года. Что с тех пор изменилось? Только распух государственный аппарат, а так – больше ничего. Может, правительство не там ищет?» – размышляет председатель правления латвийской Торгово-промышленной палаты Жанете Яунземе-Гренде.

Действительно, если в Литве количество чиновников по отношению к трудоспособному населению составляет 0,6%, а в Эстонии – 2%, то в Латвии – около 5%. С 2004 года правительство слепо копировало государственные институции, которые были созданы в других странах ЕС. В результате государство вынуждено платить десятки тысяч евро чиновникам, которые не исполняют никаких функций. Реальные сокращения подобных государственных функционеров почти не проводились.

«У нас в государственном управлении очень интересные вещи творятся. Со вступлением в ЕС в министерствах посчитали, что их задача теперь – не контроль за развитием отраслей, а написание различных „бумажных“ политик. Когда грянул кризис, государство быстро сократило тех, кто что-то реально делал, а эти баснописцы как сидели, так и продолжают сидеть», – делится руководитель Союза самоуправлений Латвии Марис Путис.

Рига