Не туризм, а интеграция

На рынке петербургского выездного туризма доля Пскова составляет треть всех поездок по России. Экономика региона от этого получает весьма скромные дивиденды, но шанс изменить ситуацию есть

Тот факт, что Псков смог опередить популярные у петербуржцев Финляндию, Карелию и Великий Новгород, стал своего рода сенсацией на конференции Института регионального развития «Управление впечатлениями: ресурсы псковского туризма» в Пскове. Согласно исследованию рынка отправляющего туризма, проведенному на кафедре социологии Санкт-Петербургского государственного университета, доля Псковской области – 16,8%, если брать все выезды петербуржцев за пределы Ленинградской области, если считать только поездки по России – уже 33,6%.

Само исследование туристского трафика в приграничной Псковской области началось лишь год назад. Его проводило Бюро социальных технологий, выяснившее, что туристы из Санкт-Петербурга составляют порядка 40% всего трафика, а в среднем турист готов оставить на псковской земле около 2 тыс. рублей.

Странно, но факт: в Петербурге, ближайшем к Пскову мегаполисе, из которого идет основной поток туристов, сложно найти представительства псковских турфирм. «Мы не ожидали, что столкнемся с такими трудностями, приобретая путевки. Казалось бы, где как не в Питере должно быть представлено наибольшее разнообразие маршрутов? Чем объясняется невысокий спрос на однодневные туры, из-за которого были отменены обе экскурсии, на которые я приобрела билеты?» – удивляется Елена Чикадзе, исследователь Центра независимых социальных исследований (Санкт-Петербург), проводившая участвующее наблюдение (на языке маркетологов – mistery shopping) по маршруту Псков – Изборск – Печоры – Пушкинские Горы. Вероятно, одна из причин – широкое распространение так называемого автомобильного туризма. Расстояние от Санкт-Петербурга до Пскова можно преодолеть за четыре часа на машине, всю необходимую информацию – найти в интернете, минуя турагентства.

По данным исследования «Состояние и перспективы роста рынка туристских услуг», наибольшую долю турпотока составляют гости, прибывшие в Псков на собственном автомобиле, – порядка 42%. По мнению специалистов, это довольно неожиданный результат: путешествие на машине – европейская модель туризма, которая явно опередила традиционно развитые у нас способы трансфера – поезд (27%) и экскурсионный автобус (19%).

Где деньги?

Не секрет, что размер оставляемых туристом средств во многом определяется продолжительностью тура и уровнем сервиса. Наиболее предпочитаемыми выглядят туры не более трех дней – порядка 70%. Половина всех туров ограничена двумя днями пребывания. Каждый четвертый гость приезжает в Псков только на один день. В короткие одно-двухдневные туры отправляется в основном молодежь, включая молодые семейные пары. Туристы из Москвы и стран Балтии в среднем задерживаются в области на день больше, чем петербуржцы.

«Пожалуй, самая главная на сегодня проблема ориентированного на туристов регионального рынка – мягко говоря, недостаточный охват турпотока. Более половины гостей не потратили ни копейки на посещение музеев и историко-культурных памятников, каждый второй – потерян для заведений общественного питания, 40% уехали домой без сувениров, а три четверти так и не стали покупателями псковских магазинов», – отмечают социологи.

По мнению управляющего партнера консалтинговой компании Service Design Agency в России Романа Золина, основная причина – сервис: «Качество и спектр услуг таковы, что у гостей города не возникает желания потратить деньги. Пирожок под названием „деньги от туризма“ уплывает из-под носа». По его словам, бизнес в России, как правило, строится на потоке – компании работают по устоявшемуся плану и не собираются ничего менять. «Пришло время серьезно изменить отношение к маркетингу места. Великий Новгород после успеха Ганзейских дней и в преддверии 1150-летнего юбилея значительно упрочил свои и без того неплохие позиции на региональном туристическом рынке. Пскову, чтобы найти свою нишу, требуется концепция туристического бренда: единый образ города, впечатление, на которое будут работать и музеи, и гостиницы, и сервис», – подчеркивает Золин.

 Для чего люди едут?

«У каждого из трех городов – Пскова, Новгорода и Луги – собственная стратегия относительно соседа-мегаполиса, – полагает социолог Института регионального развития Сергей Дамберг. – Самая простая, четкая реакция на трафик есть в Луге. Это не просто стратегия – она уже воплощается в асфальте, песке и т.д. Через несколько месяцев в Луге завершится строительство объездной дороги. И город, возможно, исчезнет из потока – потока массового, богатого и растущего. В Великом Новгороде иная ситуация. Там в силу разных обстоятельств, отчасти – случайных, отчасти – закономерных, действительно существует локальная туриндустрия. Это профессиональный подход. Развивается именно отрасль – со своими канонами, упорядоченным финансированием и пр. Если говорить о смысле поездок, в Новгород едут в основном именно туристы. Если город развивается как туристический центр, абсолютно неважно, откуда приезжают люди: немцы, итальянцы или москвичи – это потенциальные покупатели, клиенты».

В Пскове совершенно другая ситуация, убежден Дамберг: «Мы видим огромный трафик из Санкт-Петербурга в Псков и обратно, из Пскова в Санкт-Петербург. „Для чего люди едут?“ – вопрос изначально тупиковый. Кто-то едет зарабатывать, кто-то – по магазинам, кто-то – в рестораны. Люди едут для всего! Не потому, что у них тут родственники. А потому, что два города совершенно очевидно притягиваются друг к другу. Конечно, весовые категории различны, но интеграция – это факт. Соответственно надо говорить не просто о развитии отрасли, а об осознанной стратегии развития города, а с ним и региона, – об ориентации на Санкт-Петербург».

По вопросу, как же увеличить доходы области от туризма, эксперты сходятся во мнении, что принципиальную роль здесь играет удобство: «Если здесь будет удобно, то они (жители Санкт-Петербурга) приедут сюда тратить деньги. Но для этого им должно быть близко до работы, мало народу, чистый воздух и т.д. Когда их станет больше, то регион, осознающий свою стратегию, станет дорогим и начнет закрываться».

Дачный туризм

Приобретение земельных участков и деревенских домиков на территории Псковской области весьма популярно у петербуржцев. В Гдовском районе (север области, берег Псковского озера) привлекает внимание множество автомобилей с питерскими номерами. Вероятно, не случайно именно в Гдове открыла свой первый офис на территории Псковской области одна из хорошо известных в Петербурге риэлторских компаний. «Мы ездим на дачу под Псковом каждые выходные, – рассказывают Владимир и Светлана, жители Северной столицы. – Закупаем продукты в Петербурге. В Псков практически не заезжаем».

«Любопытная вещь: в потоке визитеров много дачников, – соглашаются социологи Института регионального развития. – Но как только мы начинаем выделять этих дачников, возникает следующий вопрос: как много их бывает в Пскове? А когда они попадают в Псков, чем отличаются от туристов? Точно так же могут дойти до кремля, посетить мероприятия событийного туризма, заведения общепита и т.д. Кто такие командировочные? Люди пользуются делами фирмы, чтобы организовать себе классическую туристскую поездку. Когда мы год назад презентовали результаты исследования, то выделили такое явление, как алкогольные туры, и столкнулись с негативной реакцией. Многим было неприятно слышать, что алкогольных туров больше, чем других типов поведения. На самом деле не бывает алкогольных или безалкогольных туров: как рынок отстроен, как сконструирован этот „прилавок“, так и ведет себя турист. Он реагирует».

«Мы живем в Псковской области весь отпуск, но лишь недавно случайно узнали, что в городе есть гипермаркеты и теперь не надо возить все из Питера», – удивляется петербуржец, имеющий дачу в Печорском районе. Сыграло роль расположение – торговые комплексы находятся в оживленных районах Пскова, а не на федеральных трассах. Отметим, что разрабатывалось как минимум два проекта строительства крупных торговых комплексов на трассах вблизи Пскова, но на планы инвесторов повлиял кризис.

В перспективе

Как бы то ни было, каждый пятый из опрошенных в Пскове туристов приехал в регион как минимум четвертый раз. Это свидетельствует о том, что Пскову пока еще могут простить и недостаточное предложение услуг, и порой низкий уровень сервиса. Однако, как отмечают специалисты, с каждым годом турист становится все более требовательным. Понимание этого есть и у администрации Псковской области. «Можно дискутировать по поводу того, что первично – культура, туризм или дороги, которые ведут к этим туристическим маршрутам. В основе турпродукта лежит целый комплекс. Самое главное, что наши объекты культуры, или, скажем так, места туристического интереса, не пропускают в денежном выражении весь туристический поток, который идет из Петербурга», – считает губернатор Андрей Турчак, взявший сферу культуры под личный контроль.

 pic_text1 Фото: Интерпресс/Сергей Куликов
Фото: Интерпресс/Сергей Куликов

Не секрет, что небольшой участок дороги на въезде в Псков со стороны Петербурга может изначально испортить впечатление от еще не увиденного города с весьма богатой историей и памятниками средневековой архитектуры. «Я не специалист в туристической отрасли, но у меня есть внутреннее убеждение, что как только мы преодолеем проблему с дорогами и приведем в порядок пару-тройку знаковых объектов, таких как Покровская башня и театр, турист поедет и инвестор пойдет гостиницы строить», – подчеркивает Турчак.

«Историко-культурные объекты Псковской области привлекают туристов, но лишь на несколько дней. Пришло время по-новому представить наш регион, предложить гостям инновационные проекты и туристические маршруты. Для достижения этих целей необходима активная работа всех участников туристического рынка», – говорит заместитель губернатора Геннадий Безлобенко, характеризуя туризм как одно из быстроразвивающихся направлений экономики.

В концепции программы развития культурно-познавательного туризма в Псковской области предусмотрены прежде всего экологическое и рекреационное направления. Ждут область и другие весьма интересные проекты. На территории Псковского музея-заповедника намечено создание музейного квартала, здесь планируется организовать пешеходную зону наподобие музейных кварталов в европейских городах. В ближайших планах – проектные работы по реконструкции здания Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина и Покровской башни (выделение бюджетных средств на эти работы внесено в повестку дня осенней сессии Областного собрания).      

Псков