Как могли, так и помогали

При определенной спорности антикризисных мер правительства, они позволили избежать социальной катастрофы. В том числе и на Северо-Западе

Кризисные явления в экономике в уходящем году потребовали от государства мобилизации управленческих и финансовых ресурсов. Главная задача была не допустить масштабного социального и экономического коллапса, и в глобальном смысле она выполнена, хотя многие аналитики высказывают серьезные сомнения по поводу того, что кризис для России позади. Регионы Северо-Запада пострадали в разной степени, и по мере развития кризиса ситуация в каждом из них менялась. Субъекты федерации не могли справиться с трудностями самостоятельно, поэтому основные антикризисные меры принимались в федеральном масштабе. Большинство из них носили не плановый, а скорее экстренный характер. В частности, такой вывод можно сделать в отношении антикризисных мер социального характера.

Ниже некуда

Падение промышленного производства в России в январе 2009 года достигло 16% в годовом выражении после снижения на 8,7% в ноябре и на 10,3% в декабре 2008-го. В СЗФО в январе 2009 года индекс промышленного производства к аналогичному периоду предыдущего составил 83,1%. Снижение объемов производства фиксировалось практически по всем видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых – 79,8%, обрабатывающие производства – 70,9%.

Возникшие дыры в региональных бюджетах государство стремилось закрыть путем увеличения федеральных трансфертов регионам

Надежды на то, что России удастся с наименьшими потерями пережить кризис, уже в конце 2008 года были зыбкими, а 2009-й свел их на нет. Так, в феврале этого года премьер-министр Владимир Путин признал, что «кризис не достиг своего пика, а его масштабы оказались слишком велики». В тот же день помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что и российская власть, и общество оказались не готовы к преодолению затяжного кризиса. Стало ясно: необходимы серьезные антикризисные меры.

В СЗФО в первом квартале 2009 года три из пяти основных экономических показателей снизились по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. Исключение составили объем инвестиций в основной капитал (102,4%) и ввод в действие жилых домов (104,3%), однако темпы роста этого показателя годом ранее были выше. Объем строительных работ и оборот розничной торговли сократились в округе значительнее, чем по России. Спад промышленного производства на 14,2% практически соответствовал среднероссийскому показателю – 14,3%.

 

Бюджетный вакуум

По итогам первого квартала существенно пострадали и бюджеты субъектов РФ, особенно Москвы и Санкт-Петербурга, а также городов, где высока доля нефтегазодобывающих и металлургических отраслей, так как в их доходах были велики поступления от налога на прибыль. В связи со спадом промышленного производства они значительно сократились. В СЗФО в январе-феврале 2009 года этот показатель составил 40,7% от аналогичного периода прошлого года, по налогу на имущество – 28,3%, по акцизам – 92,7%, а поступления за пользование природными ресурсами сократились на 39%.

Возникшие дыры в региональных бюджетах государство стремилось закрыть путем увеличения федеральных трансфертов регионам – в целом по стране в январе-августе этого года они выросли в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего. В частности, увеличились дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов регионов. В 2008 году они были направлены только шести субъектам РФ, в 2009-м их получили три четверти регионов. По данным Независимого института социальной политики (НИСП), существенно изменилось соотношение двух основных видов дотаций: в прошлом году дотации на сбалансированность составляли 4% от объемов средств, выделяемых на выравнивание бюджетной обеспеченности, а в 2009-м – 30%. На Северо-Западе наиболее высокая доля дотаций на сбалансированность в доходах бюджета в этом году наблюдалась в Калининградской области (17%) и Карелии (10%), так как промышленный спад в этих регионах оказался весьма значителен. Что касается дотаций на выравнивание, то наиболее весома их составляющая в бюджетах Псковской области и НАО – от 15 до 35%.

На 1 октября 2009 года в консолидированные бюджеты субъектов СЗФО поступило 353,9 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, что составляет 83,2% от объемов поступлений на 1 октября 2008-го. В том числе налога на прибыль – 81,6 млрд рублей, или 55% от объема поступлений за аналогичный период прошлого года. Самая неблагоприятная ситуация по этому показателю сложилась в Вологодской области (падение на 78%), Карелии (70%), Архангельской и Калининградской областях (67 и 50% соответственно), Санкт-Петербурге (42%) и Мурманской области (33%).

В целом в январе-августе этого года трансферты из федерального бюджета в доходах бюджетов СЗФО составили: в Калининградской области – около 27%, в Карелии – 15, в Новгородской и Вологодской областях – около 12, в Архангельской области – не менее 8, в Мурманской – 6%. Меньше всех поддержку ощутили Ленинградская область, Санкт-Петербург и НАО – менее 5%. При этом по итогам года три региона СЗФО исполнили бюджет с дефицитом: Вологодская область (2,4 млрд рублей), Архангельская область (1,7 млрд) и Карелия (800 млн).

Явное и скрытое

Сжатие экономики и спад промышленности не могли не сказаться на социальной сфере, и именно здесь наиболее ярко прослеживается «ручной механизм» управления кризисными явлениями со стороны государства.

Волна увольнений, начавшаяся осенью прошлого года, в начале 2009-го накрыла многие регионы с головой. В первом квартале численность зарегистрированных безработных возросла в СЗФО на 68% (в России в целом – на 42%). Увеличение зарегистрированной безработицы отмечалось во всех регионах округа. В трех из них – Вологодской, Калининградской и Ленинградской областях – более чем вдвое. Первой реакцией властей на серьезные проблемы с занятостью стало увеличение пособия по безработице на 2009 год: его минимальная величина составила 850, максимальная – 4900 рублей.

Некоторая положительная динамика наметилась только в мае. Численность безработных в стране стала снижаться. В частности, в СЗФО, по данным Росстата, в феврале уровень безработицы составлял 7,4%, в мае стал несколько ниже – 6,9%. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, в мае немного легче вздохнула вся экономика страны, во многом – благодаря росту цен на нефть, которые превысили отметку 57 долларов за баррель (рекордное значение с начала года).

В том, что уровень регистрируемой безработицы к лету снизился, есть заслуга и антикризисных программ государства. Решение о направлении безработных на общественные работы, принятое правительством в конце декабря прошлого года, весной 2009-го стало воплощаться в жизнь. При этом большинство занятых на общественных работах не регистрировались в качестве безработных – это разрешено в рамках антикризисной программы занятости.

Данные Росстата не в полной мере отражают ситуацию с трудоустройством, так как при расчетах не учитываются показатели скрытой безработицы. Во-первых, далеко не все, кто лишился места работы, считают целесообразным становиться на учет в службу занятости. Во-вторых, бизнес помимо сокращений активно использует другие методы оптимизации расходов на персонал, такие как вынужденные отпуска и сокращение рабочего времени с соответствующим понижением оплаты труда. По информации НИСП, в СЗФО численность не полностью занятых к общей численности занятых в январе-марте составляла около 3%, в июне сократилась до 2%, а на 1 сентября этот показатель равен примерно 1,8%. Что касается регионов округа, то в начале года наибольший процент неполнозанятых отмечен в Вологодской и Псковской областях – 5 и 3,8%, в Архангельской области – 2,9 и Коми – около 2,5%. К июню этот показатель снизился во всех регионах, причем в Вологодской области – до 3, в Псковской – до 2,8%.

Примечательно, что к августу уровень безработицы в СЗФО снова подрос, достигнув 7,8%. На 1 августа в округе зарегистрировано 171 тыс. безработных – в 2,1 раза больше, чем год назад. Численность выбывших и намеченных к высвобождению в ближайший месяц работников, уменьшавшаяся в июне и июле, в августе вновь увеличилась на 7,3 и 4,5% соответственно. Численность намеченных к высвобождению выросла в семи регионах округа, при этом в Вологодской области – в 3,3 раза. Снижение обоих показателей зарегистрировано только в Ленинградской области. В сентябре-октябре уровень регистрируемой безработицы в СЗФО составил 6,4%.

Каждый регион формировал антикризисные программы по снижению напряженности на рынке труда. Разрабатывались они на основании постановления правительства РФ от 31 декабря 2008 года №1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Федеральный бюджет финансировал большую часть затрат, свою долю расходов вносили и субъекты РФ. По данным Роструда, за 10 месяцев 2009 года субъекты РФ заключили договоры на общую сумму 31,2 млрд рублей, или 85,2% от заявленных в программах средств, что на 12,6% больше, чем за январь-сентябрь 2009 года. При этом на 1 ноября регионами-участниками израсходовано 19,4 млрд рублей.

За девять месяцев этого года общая сумма профинансированных средств федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда на Северо-Западе, составила 2,01 млрд рублей, наиболее значительные суммы направлены Вологодской области – 837,7 млн, Калининградской области – 300 млн и Санкт-Петербургу – 208,2 млн рублей.

На эти средства регионы должны осуществлять опережающее профессиональное обучение работников в случае массового увольнения, адресную поддержку граждан, включая переезд в другую местность для замещения рабочих мест, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных, а также организовать общественные работы и стажировки выпускников.

Из всех мер наиболее неоднозначной можно назвать общественные работы. С одной стороны, они позволяют несколько сдерживать рост показателей по безработице и обеспечивать высвобожденным работникам минимальный доход. С другой – это низкоквалифицированный труд, оплачиваемый из федерального бюджета. Строительные и уборочные работы не способствуют повышению квалификации работников, приобретению ими новых навыков и увеличению производительности. Поэтому такую меру нельзя назвать эффективной с точки зрения минимизации рисков безработицы в перспективе. Хотя именно на организацию общественных работ и стажировок выпускников на 1 ноября этого года всеми регионами РФ израсходовано наибольшее количество средств, выделенных на реализацию программ на рынке труда, – 14,5 млрд рублей.

Удержать минимум

Оптимизация расходов на персонал привела к снижению заработных плат и реальных денежных доходов населения. Так, в СЗФО в январе-августе реальная заработная плата снизилась на 3,7%, в России – на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Снижение наблюдалось во всех регионах округа, за исключением Коми, в наибольшей степени – в Вологодской области (8,1%). В Псковской, Новгородской, Калининградской, Вологодской областях и Карелии средняя зарплата уступала среднероссийскому показателю – 18,1 тыс. рублей. На уменьшение среднего размера заработной платы в целом по СЗФО наиболее существенно повлияло снижение показателя в Санкт-Петербурге, а также в Вологодской, Ленинградской и Калининградской областях.

В январе-октябре упали реальные денежные доходы на душу населения. В СЗФО в январе-сентябре 2009 года этот показатель составил 95,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. Снижение по сравнению с январем-сентябрем прошлого года отмечалось во всех субъектах округа, кроме Архангельской области. Наибольшее падение произошло в Ненецком АО и Вологодской области – 16,6 и 16,7% соответственно. Наименьшее – в Калининградской и Мурманской областях – 1,9 и 2%. Дифференциация регионов по размеру денежных доходов увеличилась с четырех до 4,3 раза в январе-июле 2009 года.

Тем не менее статистические данные в этом случае не совсем корректны и во многих субъектах сокращение среднедушевых доходов было более серьезным. А на средние показатели повлияли разные причины, в том числе неоднократное повышение пенсий и массовое повышение заработной платы бюджетникам в конце 2008 года.

Минимизировать риски снижения и потери платежеспособности населения в связи с увольнениями и сокращениями зарплат государство попыталось несколькими способами. В частности, наиболее острой в первой половине года являлась проблема платежей по ипотечным кредитам. Реакцией властей стало заявление Владимира Путина в начале апреля, что семьи смогут использовать средства материнского капитала на оплату ипотечных взносов, а также о возможности получить единовременную выплату в размере 12 тыс. рублей на повседневные нужды.

В Северной столице приняты отдельные меры, в частности в начале февраля правительство города, Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области и региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» заключили соглашение об установлении уровня минимальной заработной платы в размере 6,2 тыс. рублей.

Таким образом, при помощи антикризисных мер государство пыталось удержать социальные показатели от катастрофического падения, но на предотвращение проблем в перспективе они направлены не были. Нельзя говорить о комплексной поддержке, скорее государство пыталось «решать проблемы по мере их появления». Так что меры были не лекарством для социальных и экономических кризисных болезней, а лишь обезболивающим.

Санкт-Петербург