От тревожного к осторожному

Дно кризиса пройдено, ставка делается на медленное восстановление – таковы ожидания власти, бизнеса и населения от наступившего 2010 года. Робкая надежда на то, что падение закончилось и в экономике России начали проявляться первые признаки восстановления, возникла в конце 2009 года. «Выход из кризиса будет, к сожалению, достаточно медленным, и обольщаться по поводу темпов роста в следующем году не приходится», – предупредил в декабре прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев.

Отраслевые эксперты и бизнес придерживаются такого же мнения. И если минувший тревожный 2009-й был годом выживания, то наступивший ознаменуется осторожными попытками перехода от стагнации к медленному росту.

Поскольку экономика страны сохраняет сырьевую ориентацию, наименьшие потери и относительно стабильное состояние у компаний, занимающихся добычей сырья и его экспортом. Труднее и дольше будет происходить процесс восстановления предприятий, завязанных на внутренний спрос. Именно поэтому бизнес станет куда более осторожным, чем в докризисный период. Он будет четко просчитывать собственные возможности при инвестировании средств и аккуратнее в заимствованиях. Расчет на собственные силы и возможности – вот основной принцип, по которому бизнесу предстоит строить планы в 2010 году.

Еще одной отличительной особенностью нового года станет ставка на медленный рост и плавное развитие, а не на простое сохранение бизнеса. Однако ожидать того, что промышленники откликнутся на призыв властей, резко начнут модернизировать производство и внедрять инновационные технологии, не приходится. Масштабная модернизация окажется возможна лишь тогда, когда экономика страны будет показывать пусть медленный, но стабильный рост, который, по мнению как участников бизнеса, так и экспертов, может начаться не ранее второго полугодия.

В наступившем году также не стоит рассчитывать на появление новых амбициозных инвестпроектов и массового техперевооружения производственных мощностей. Зато у компаний появится возможность собраться с силами, определить основные векторы развития.

Неспешная обработка

Восстановление экономики Северо-Западного федерального округа (СЗФО) в 2010 году будет идти такими же темпами, как и в целом по стране. Окончательные итоги года минувшего пока не подведены, но статистические данные за самые тяжелые для экономики девять месяцев, когда индекс промпроизводства округа составил всего 85,2% (третье из семи место по темпам падения в стране), говорят о том, что СЗФО кризис не пощадил.

«Машиностроение, ориентированное на внутренний рынок, оказалось наиболее уязвимым. А значительное сокращение перспективных проектов в строительстве продолжает негативно сказываться на производстве машин и оборудования, – говорит полномочный представитель президента России в СЗФО Илья Клебанов. – Наряду с этим мы отмечаем тенденцию к нарастанию дифференциации в уровнях развития секторов региональной экономики. Отраслевой взаимосвязи в развитии негативных или позитивных тенденций в региональной экономике практически не наблюдается. Динамика развития по одному и тому же виду деятельности в различных регионах Северо-Запада России неодинакова. Как общую положительную динамику можно отметить лишь рост добычи топливно-энергетических полезных ископаемых».

Во многом резкое снижение индексов объясняется сокращением объемов производства в обрабатывающей отрасли, которая наиболее чутко отреагировала на ухудшение экономической ситуации в острую фазу кризиса. В результате индекс производства обрабатывающих отраслей региона за январь-сентябрь 2009-го снизился более чем на 21% по отношению к аналогичному показателю предыдущего года.

 pic_text1 Фото: Интерпресс/Александр Николаев
Фото: Интерпресс/Александр Николаев

Поэтому регионам СЗФО в текущем году предстоит уделить особое внимание восстановлению и поддержке обрабатывающей промышленности, занимающей существенную долю в совокупном объеме промпроизводства округа. «Хотя докризисных значений в этом году добиться не удастся, основные показатели все же могут быть лучше, чем в 2009-м. Явного фаворита среди отраслей в восстановлении не будет. Нет каких-либо факторов, которые могли бы помочь одной конкретной отрасли, будь то машиностроение или деревообработка, восстановиться быстрее прочих. Именно плавное увеличение спроса на продукцию многих отраслей и будет помогать всей обрабатывающей промышленности», – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

По мнению аналитика ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олега Душина, наилучшие перспективы в текущем году у компаний энергомашиностроения, в том числе у концерна «Силовые машины». Необходимость в модернизации потребует нового оборудования, и, как следствие, предприятия энергомашиностроения будут иметь заказы.

Один из важнейших сегментов обрабатывающей промышленности в Северо-Западном регионе – автопром – в последние месяцы 2009 года стал наращивать объемы производства. Так, только за ноябрь прошлого года в Петербурге произведено больше машин, чем за предыдущие пять месяцев, отмечает первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Сергей Фивейский.

По оценке городских властей, на рост производства автомобилей в Петербурге будут оказывать влияние федеральные программы по стимулированию продаж, прогнозируемый небольшой рост доходов жителей города и выросшие за 2009 год сбережения. «Если говорить о денежных доходах населения, то в ноябре 2009-го они выросли в номинальном выражении на 40,8% по сравнению с ноябрем предыдущего года. При сохранении такой тенденции следует ожидать оживления внутреннего спроса на товары длительного пользования, в частности на автомобили», – считает Фивейский.

Эксперты менее оптимистичны. «В целом наш прогноз на 2010 год осторожен – рынок останется на уровне 2009-го или вырастет на максимальную величину, до 10%. В сегодняшнем состоянии он будет пребывать первую половину года. Во втором полугодии, ближе к концу года, возможен рост рынка. Это произойдет, если без проволочек заработает государственная программа выплаты премий за утилизацию старых автомобилей», – полагает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его мнению, позитивное влияние на восстановление отечественного автопрома оказывает то обстоятельство, что помощь осуществляется на самом высоком уровне. «Рассматриваются различные меры поддержки – от возврата уплаченных налогов до использования материнского капитала при покупке новых автомобилей. Также положительный момент – высокие пошлины на импортируемые машины, которые правительство не собирается отменять и в следующем году», – рассказывает Целиков.

Главной тенденцией в обрабатывающих отраслях в наступившем году будет постепенное увеличение объемов производства. Можно ожидать и улучшения финансовых результатов компаний, их частичной структурной перестройки, проведения мероприятий по повышению эффективности, дальнейшему сокращению издержек и внедрению различных ресурсо- и энергосберегающих технологий. Не исключено, что ряд предприятий вернутся к осуществлению инвестиционных проектов, которые были заморожены из-за кризиса.

С энергетическим оптимизмом

Что касается электроэнергетического комплекса, то на 2010 год сетевые компании Северо-Запада возлагают большие надежды – именно в этом году они намерены перейти на новую систему расчета тарифов на услуги по передаче электроэнергии по методу доходности инвестированного капитала (RAB). «Новгородэнерго» перешло на RAB с 1 января, за ним последуют и остальные АО-энерго. Новая система должна дать сетевикам необходимые для развития средства, обеспечить модернизацию и обновление устаревших мощностей.

 pic_text2 Фото: Интерпресс/Александр Николаев
Фото: Интерпресс/Александр Николаев

По словам председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга Олега Тришкина, обслуживающее Санкт-Петербург и Ленинградскую область «Ленэнерго» перейдет на RAB во втором полугодии 2010 года. Сейчас город пытается договориться с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) об установлении для «Ленэнерго» тарифов сразу на пять лет, а не на три года, как предлагает ФСТ. Это позволит спрогнозировать тарифную выручку компании сразу на пять лет, что в условиях спада доходов от предоставления услуг технологического присоединения сделает компанию более инвестиционно привлекательной.

Генерирующим компаниям в 2010 году предстоит планировать свои доходы, основываясь не только на установленных государством тарифах, но и на ценах свободного рынка. С января этого года по свободным ценам отпускается уже 60% электроэнергии. Однако если до кризиса цены свободного рынка, как правило, были выше регулируемых, то на фоне падения спроса, которое отмечается во многих регионах Северо-Запада (в среднем по России потребление электроэнергии за 11 месяцев сократилось на 5,6%), в 2010 году ситуация может оказаться противоположной.

Кроме того, поскольку регулируемый тариф на электроэнергию в 2010 году вырос не так значительно, как в 2009-м (например, в Петербурге тарифы для населения увеличились на 10%, для бюджетных и промышленных потребителей – на 7% против соответственно 25 и 22% в 2009 году), генераторы теперь вряд ли смогут получить рекордные прибыли, как в прошлом году. В этой связи им придется тщательнее планировать свои издержки и пытаться сокращать затраты на топливо. Компании, которым это удастся, закончат год в плюсе.

Однако существует и более благоприятный сценарий. Постепенное восстановление производства может привести к плавному росту энергопотребления, что увеличит доходы генерирующих компаний. Такое развитие событий возможно в промышленно развитых регионах СЗФО, прежде всего в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Кстати, в главном городе округа падение энергопотребления по итогам 2009 года не отмечено.

 pic_text3 Фото: И Л И М
Фото: И Л И М

В 2010 году продолжится исполнение инвестиционных программ компаний, однако в количественном выражении сделано будет меньше, чем в 2009-м. В прошлом году компании активно достраивали объекты, заложенные до кризиса. Объекты, которые не успели сдать в 2009 году, будут введены в текущем. Однако поскольку в прошлом году новое строительство практически не начиналось, отрасль в ближайшие годы ждет провал по вводу новых мощностей. Это не приведет к дефициту мощностей, однако не позволит серьезно увеличить эффективность генерирующих компаний, поскольку им по-прежнему придется эксплуатировать оборудование, введенное еще в советские годы.

Еще одной особенностью 2010 года, по мнению президента группы «Городской центр экспертиз» (ГЦЭ) Александра Москаленко, станет то, что потребители и поставщики энергии будут чаще судиться. Причиной такого обострения ситуации, по мнению специалистов ГЦЭ, станет новый федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», вступивший в силу с 1 января. Согласно этому закону, собственники жилья должны повышать энергоэффективность домов, и для этого им предлагается оборудовать здания различными приборами учета используемых энергетических ресурсов. Таким образом, законодатели предлагают собственнику не доверять расчетам поставщика энергии, а проверять его и платить только за потребленную электроэнергию, без учета тепловых и электрических потерь.

«Реальность сегодняшнего дня такова: за тепловые потери и потери в электросетях, за изношенность и несовершенство коммуникаций, которые их вызывают, платит потребитель. В региональных энергетических комиссиях ежегодно утверждают потери в сетях на уровне 7-9%, но фактически они больше. Если удастся реализовать этот пункт закона, поставщик будет заинтересован вкладывать деньги в модернизацию тепловых сетей. Пока за нее платит потребитель, ситуация кардинально не изменится», – поясняет Москаленко.

«Приборов учета тепловой энергии российского производства мало, и они несовершенны, – утверждает технический директор компании „ГЦЭ-Энерго“ Василий Тарасовский. – Проще говоря, у поставщика прибор будет показывать одно, а у жителей дома – совсем другое». У поставщиков и потребителей энергоресурсов могут возникнуть проблемы с точностью измерений. Это и станет поводом для бесконечных споров, считают эксперты ГЦЭ.

Не полетим, так поплаваем

В 2010 году стабилизируется ситуация и в транспортном комплексе. Падение объемов перевозок, зафиксированное в прошлом году (особенно в первом полугодии), прекратится. Во второй половине текущего года возможен плавный рост перевозок. В частности, потенциал роста петербургского порта заключается в постепенном увеличении объема контейнерных грузов, поток которых в прошлом году упал прежде всего из-за сокращения импорта. Поскольку власти не прогнозируют масштабную девальвацию рубля, импорт начнет расти.

Небольшой рост возможен и в сегменте авиаперевозок. Государство уже обозначило тенденцию к поддержке системообразующих авиакомпаний, таких как ГТК «Россия». Кроме того, начавшаяся реконструкция петербургского аэропорта будет способствовать повышению его роли как крупнейших воздушных ворот округа.

 pic_text4 Фото: Интерпресс/Дмитрий Михаевич
Фото: Интерпресс/Дмитрий Михаевич

Практически не замеченным оказался кризис в сегменте трубопроводного транспорта. Поскольку Россия вряд ли пойдет на сокращение экспорта углеводородов, в этом году ситуация не изменится. Более того, за счет повышения пропускной способности трубопроводов объем перекачки может даже вырасти.

В прошедшем году произошло провальное падение транспортировки строительных, лесных и контейнерных грузов, напоминает руководитель Агентства специальных исследований Рубен Тертирян. Транспортировка остальных грузов снизилась в 2009 году по сравнению с 2008-м в среднем на 10%. Восстановление объемов перевалки начнется во втором квартале 2010 года, а однозначный рост – со второго полугодия 2010-го. Поскольку альтернативы для морского транспорта при доставке экспортно-импортных грузов нет, данный вид перевозок будет пользоваться спросом.

Что касается доставки грузов до портов, то небольшой перекос в последнее время отмечался в сторону автотранспорта, который быстрее снизил цены на доставку грузов, в отличие от железной дороги. Так, в частности, раньше считалось, что использование автотранспорта предпочтительнее на расстояние 700-800 км, сейчас же грузоотправители выбирают автомобили и для перевозок на 1,5 тыс. км.

В терминально-складском комплексе, полагает Тертирян, будет происходить постепенное увеличение индекса наполняемости. К примеру, если до кризиса складские мощности были заполнены в среднем на 74-75% (а некоторые – на 85-90%), то в 2009 году индекс наполняемости упал до 45-50%. В 2010 году, по мнению руководителя агентства, начнется постепенное сворачивание бизнеса мелких и неудобных (в центре города) складских терминалов. «Зато начнется процесс увеличения объемов заполняемости крупных складских терминальных мощностей, которая может достичь 60%», – говорит Тертирян.

В сегменте авиационного транспорта основной задачей в 2009 году было сохранить авиакомпании от банкротства. Средств не хватало как на топливо, так и на аэропортовые сборы. В частности, рынок СЗФО покинула калининградская «КД-авиа», в тяжелом финансовом положении оказалась и ГТК «Россия», которую сохранила лишь своевременная финансовая господдержка. Поэтому в 2010 году, пояснил руководитель агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, при условии сохранения серьезной поддержки государства и властей Санкт-Петербурга основными задачами компании станут восстановление операционной рентабельности и выход на безубыточную работу. Кроме того, в текущем году предприятию предстоит пройти процедуру акционирования.

По словам Олега Пантелеева, на рынке авиаперевозок Москвы и Санкт-Петербурга активизировалась компания «Аэрофлот», которая активно занимается перевозками пассажиров Северной столицы через московский хаб. Такую же тактику, но уже используя рижский хаб, выбрала авиакомпания AirBaltic. «Санкт-Петербург стал конечным пунктом, из которого и в который доставляют пассажиров. Большинство компаний, базирующихся в близлежащих городах, будут увеличивать загрузку своих стыковочных рейсов. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока ГТК „Россия“ не станет серьезным конкурентом», – считает Пантелеев.

Бумага уплотняется

По мнению ключевых игроков рынка, в лесопромышленной отрасли в 2010 году можно ожидать сохранения низкого, но стабильного спроса с некоторым улучшением к концу года. Восстановление отрасли не будет напоминать одну сплошную линию вверх, вероятнее всего, это будет плавный подъем с продолжительными остановками, когда объем производства будет некоторое время держаться на одном уровне, а затем вновь расти.

 pic_text5 Фото: архив «Эксперта С-З»
Фото: архив «Эксперта С-З»

«Перспективы российской экономики пока можно назвать неопределенными, – полагает генеральный директор группы „Илим“ Пол Херберт. – С одной стороны, что касается экономической ситуации, самое худшее, наверное, уже позади. С другой стороны, по всей видимости, некоторых финансовых колебаний в 2010 году не избежать. Однако мы предполагаем, что эти колебания не будут так же серьезны, как те, что происходили в конце 2008-го – начале 2009 года».

По прогнозам аналитиков, благодаря восстановлению спроса и истощению мировых запасов продукции целлюлозно-бумажная промышленность может выпустить в 2010 году на 13-18% больше продукции, чем в 2009-м. По мнению начальника отдела маркетинга ОАО «Архангельский ЦБК» Михаила Коноплева, в 2010 году спрос на целлюлозу, картон и бумагу будет достаточно хорошим, а цены за год вырастут не менее чем на 15-17%.

В более выгодном положении относительно других сегментов окажутся производители целлюлозы из-за ее широкого применения, не ограничивающегося сферой лесоперерабатывающей промышленности, затем – рынок картона, потребность в котором остается стабильной прежде всего благодаря заказам предприятий пищевой промышленности. «На третье место можно поставить бумагу, – говорит Дмитрий Баранов. – Восстановление этого сегмента будет чуть более продолжительным из-за многочисленных закрытий, банкротств, перепрофилирования различных компаний и бумажных СМИ, что привело к уменьшению потребления писчей и газетной бумаги. А так как у оставшихся компаний сокращаются расходы, вводится электронный документооборот, то потребление различных видов дорогой бумаги также будет уменьшаться».

Одной из основных проблем лесопромышленной отрасли еще до кризиса было отсутствие длинных денег – сроки окупаемости инвестиционных проектов в этой сфере часто составляли более 15 лет, что делало их кредитование невыгодным. Кризис лишь усугубил эту проблему. Поэтому эксперты считают, что в ближайшие три года в России не будет новых инвестиционных проектов в сегменте ЛПК. Если, конечно, у лесопромышленников не появится возможность получения дешевых длинных кредитов. При этом значительная часть предприятий уже устарела или не успела завершить модернизацию.

«Если рубль будет укрепляться и дальше, производить бумагу в России станет невыгодно, – считает генеральный директор компании „Светоч“ Юрий Мурашко. – Из-за технически устаревшего оборудования у нас на изготовление бумаги уходит гораздо больше энергии, ниже производительность труда и т.д. При этом конечный продукт стоит везде одинаково. В итоге в случае дальнейшего укрепления рубля наши производители, даже те, кто уже успел завоевать прочные позиции на рынке, начнут проигрывать зарубежным поставщикам». По словам Мурашко, развитие такого сценария может привести к тому, что Россия будет постепенно уходить от глубокой переработки, снова становясь лишь поставщиком целлюлозы, как это было в начале 2000-х годов.

В любом случае компании будут стремиться и дальше минимизировать риски – сокращать издержки, повышать эффективность производства, внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии, искать новые рынки сбыта. Большинство из них сегодня признают, что предпочитают работать только под заказ, не создавая складских запасов. «Прежде всего необходимо помнить, что кризис не закончился, – отмечает Пол Херберт. – Пусть в более мягкой форме, но он продолжается, следовательно, должна продолжаться и реализация антикризисных мер. Для нас это снижение затрат, сокращение расходов, сохранение ликвидности».

 pic_text6 Фото: Интерпресс/Сергей Куликов
Фото: Интерпресс/Сергей Куликов

По мнению Михаила Коноплева, кризис подчеркнул важность таких вещей, как запас финансовой устойчивости предприятия, эффективное и эластичное управление продажами (гибкость и обоснованность в принятии решений о специальных кризисных скидках, отсрочках в целях удержания ключевых клиентов и сохранение объемов продаж), экономическая эффективность производства. «У нас был реализован ряд мер по каждому из этих направлений, – рассказывает Коноплев. – Например, шире стал практиковаться факторинг при работе с крупнейшими покупателями. Любые шаги, ведущие к ухудшению финансового результата предприятия (снижение цен, увеличение отсрочек по оплате), на комбинате предпринимались только после обоснования того, как эти меры будут способствовать сохранению объемов продаж. По мере улучшения конъюнктуры рынков проводилась работа по повышению цен и уменьшению отсрочек».  

Посеянное впрок

Эксперты прогнозируют, что сельское хозяйство останется в 2010 году одной из наиболее стабильных отраслей экономики. Несмотря на кризис, во многих сегментах АПК в 2009-м объемы производства даже увеличились, поэтому новый год отрасль начинает с более высокой точки отсчета.

К примеру, в Ленинградской области сельское хозяйство – одна из немногих отраслей, продемонстрировавших рост. По данным правительства области, за январь-ноябрь 2009 года объем производства сельхозпродукции составил 41,5 млрд рублей, что на 2,1% больше по сравнению с тем же периодом предыдущего года (в среднем по стране этот показатель составляет 0,5%). Наибольший рост показало производство яиц. Если до кризиса этот сектор сельского хозяйства, наоборот, испытывал трудности, то за последний год владельцы птицефабрик чувствовали себя наиболее стабильно. За 11 месяцев 2009 года произведено 2272 млн штук яиц, что на 7% больше, чем за аналогичный период 2008-го. Объем производства мяса скота и птицы на убой в живом весе также увеличился, но только на 3%, и составил 195,2 тыс. тонн. Рынок молока роста почти не показал – хозяйствами региона произведено 509,4 тыс. тонн, или 100,3% к соответствующему периоду прошлого года, однако с учетом общих рыночных тенденций и этот результат можно считать неплохим.

Большинство экспертов склоняются к тому, что 2010 год будет для сельхозпроизводителей этих направлений таким же стабильным – большого роста объемов производства не будет, но и сокращений тоже не ожидается. «К примеру, большинство производителей молока сохранили или увеличили объемы производства, – говорит генеральный директор Кингисеппского молочного завода (входит в сельскохозяйственный концерн „Детскосельский“) Борис Речкин. – Поэтому никаких резких скачков ни в сторону увеличения, ни в сторону сокращения не будет».

Однако есть ряд узких отраслей, которые способны продемонстрировать динамичный рост. В основном это те направления, которые стартовали недавно и практически с нуля. По словам вице-губернатора Ленинградской области Сергея Яхнюка, в регионе продолжится рост производства форели, выращиваемой в рыбоводческих хозяйствах. То же самое касается тепличных хозяйств, занимающихся выращиванием овощей и цветов: состояние отрасли таково, что даже один крупный проект может существенно повлиять на статистические данные.

Еще одно мнение – 2010-й будет скорее годом завершения старого, чем появления нового. Однако и это даст отрасли возможность в течение двух-трех лет демонстрировать положительную динамику. «Большинство компаний, которые имели возможность вступить в программу реализации национального проекта развития сельского хозяйства и получить льготные кредиты на строительство ферм, приобретение оборудования и пр., уже сделали это, – объясняет Речкин. – Те, кто долго думал, упустили свой шанс, но их единицы и на общую ситуацию они повлияли бы несущественно».

Одна из тенденций, наметившихся в последнее время, – постепенное смещение инвестиционной активности в сфере АПК из Ленинградской области в другие регионы Северо-Запада, где более дешевая земля, на которую не претендуют строители логистических терминалов или коттеджей. До настоящего времени большая часть инвестиционных проектов и крупных сельхозкомпаний Северо-Запада была сосредоточена в Ленобласти. К примеру, по последним данным, здесь производится 62,3% яиц от общих объемов по Северо-Западу, 47,5% мяса, а также 36,6% молока. Однако в 2010 году ситуация должна измениться. Например, агрохолдинг «Пулковский» запускает проекты свинокомплексов в Псковской и Новгородской областях, Великолукский мясокомбинат намерен построить свинокомплекс на 200 тыс. голов в Псковской области и т.д.

«Будущее сельского хозяйства предсказать легко, – считает генеральный директор агрохолдинга „Пулковский“ Иван Кара. – Оно полностью в руках государства. Если в рамках нацпроекта развития сельского хозяйства опять начнут финансироваться новые проекты, то отрасль пойдет в плюс, если будет проводиться политика дофинансирования только запущенных – останется на нуле. Если все-таки будет принято решение полностью остановить финансирование – уйдет в минус. И других вариантов здесь быть не может».

В целом остаются нерешенными ряд болезненных вопросов, один из основных – вопрос кадров. Сельское население сокращается, не хватает также квалифицированных специалистов и эффективных менеджеров. Кроме того, агробизнес сталкивается с серьезными административными барьерами. Видимо, руководителям регионов в наступившем году придется уделить много внимания именно этим вопросам.

Индикатор бизнеса

Сегмент офисной недвижимости справедливо рассматривается экспертами как один из показателей реального состояния экономики и деловой активности. Ажиотаж, связанный с сокращением площадей, арендуемых в качественных бизнес-центрах (в среднем в два раза), или переездом компаний в офисы более низкого класса, остался воспоминанием о кризисном 2009 годе. В новый год офисный рынок Санкт-Петербурга входит с упавшими на 20-40% арендными ставками в бизнес-центрах классов «А» и «В» и наличием в среднем 20-30% вакантных площадей (новые же офисные комплексы могут пустовать и наполовину).

«2010 год пройдет для рынка офисной недвижимости стабильно, но даже более вяло, чем 2009-й: сокращения и переезды завершились, все более или менее расселись, – отмечает директор по профессиональным услугам Knight Frank St.Petersburg Николай Пашков. – Произошла некая стабилизация в нижней точке – в последние месяцы мы не фиксируем падение ставок. Однако не приходится ожидать и значительного увеличения активности, по крайней мере пока в стране не начнет восстанавливаться деловая жизнь». Не ожидает дальнейшего падения ставок и директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков: «Если будет рост, то очень незначительный и только при очевидном улучшении ситуации в экономике, когда компании начнут увеличивать численность персонала. Офисы – сегмент более чувствительный, чем торговая недвижимость, и он больше пострадал от кризиса. Но и процесс восстановления, если он начнется хотя бы во второй половине 2010 года, будет происходить более активно».

По оценкам специалистов NAI Becar, в 2010 году в Петербурге будет введена половина заявленных бизнес-центров – 22-24 объекта площадью не более 320 тыс. кв. м. В Praktis C&B полагают, что может быть введено до 300 тыс. кв. м офисов (лишь четверть заявленных, по подсчетам компании, площадей). Более скептичны аналитики Knight Frank St.Petersburg – они прогнозируют ввод около 170 тыс. кв. м офисов классов «А» и «В». Строительство новых крупных бизнес-центров не ожидается, за исключением проекта «Невская ратуша», финансируемого ВТБ.

Частный строительный бизнес Петербурга в целом успешно пережил кризисный 2009 год, поэтому прогнозы на 2010-й более оптимистичны
Частный строительный бизнес Петербурга в целом успешно пережил кризисный 2009 год, поэтому прогнозы на 2010-й более оптимистичны
С новыми услугами у операторов связи нет проблем, вопрос в том, смогут ли они предоставить их по приемлемой цене и необходимого качества

Торговая недвижимость оказалась менее подверженной влиянию кризиса, чем офисный сегмент. «Если торговый центр (ТЦ) хорошо расположен, имеет нормальную концепцию и правильно подобранный состав арендаторов, то драматических падений ставок и заполняемости там не произошло», – констатирует Пашков. Хотя, как отмечают специалисты NAI Becar, в непопулярных ТЦ с неудачным местоположением, затруднительным подъездом и высокой конкуренцией в непосредственной близости снижение ставок могло составлять до 60%, а доля свободных площадей – увеличиться до 30-50%. Впрочем, дальнейшего падения в этом сегменте в 2010 году эксперты не ожидают. В то же время планируется, что на рынок выйдет больше торговой недвижимости, чем в 2009-м, когда объемы введенных торговых площадей стали рекордно низкими за последние семь лет.

Наибольшую интригу содержат в себе прогнозы развития ситуации на рынке жилья. В течение минувшего года девелоперы и эксперты тиражировали набор одних и тех же условно-оптимистичных концептов: темпы снижения цен замедляются, стабилизация наступит скоро, запасы ликвидного предложения «вымываются», грядет дефицит одно-двухкомнатных квартир рациональной планировки в высокой стадии готовности. Между тем многие пессимистичные прогнозы не сбылись, что настраивает на более критичное отношение и к дальнейшим пророчествам.

В прошлом году в Петербурге было введено в эксплуатацию 2,6 млн кв. м жилья (в рекордном 2008-м – 3,2 млн кв. м), из которых 640 тыс. построено за счет бюджета для городских нужд (в 2008-м – только 370 тыс. кв. м). Таким образом, частный строительный бизнес в целом достаточно успешно пережил кризисный 2009 год. Исходя из этого, оптимистичнее стали и прогнозы на 2010-й – ожидается ввод 2-2,5 млн кв. м жилья (из них около 300 тыс. планирует построить город). «Более трудным будет 2011 год, – отмечает вице-губернатор Роман Филимонов. – В 2009-м начато мало строек, хотя у нас есть крупные территории, которые город продал в 2006-2007 годах. Рассчитывать, что все эти проекты выстрелят в один год, неправильно».

По данным консалтингового центра «Петербургской недвижимости», в пределах границ города в строящихся объектах к началу текущего года не продано 2,9 млн кв. м жилья, общая же площадь возводимого жилья – 7,6 млн кв. м. В то же время спрос на жилье в прошедшем году по сравнению с 2008-м упал на 40% (продано 1,5 млн кв. м). На долю жилья эконом-класса пришлось 91% продаж, и в целом эта особенность спроса сохранится и в 2010 году.

По мнению генерального директора ГК «ЦДС» Михаила Медведева, на рынке недвижимости в ближайшее время ситуацию будут определять отложенный спрос и сокращающееся предложение. «Но, учитывая низкий уровень платежеспособности населения, цены на недвижимость вряд ли будут расти теми темпами, которые необходимы для существенного рывка отрасли вперед. Однако если в экономике произойдут резкие позитивные изменения и на рынке появится достаточное количество ипотечных денег, может повториться ситуация 2005-2006 годов», – не исключает Медведев.

На взгляд генерального директора компании Setl City Василия Селиванова, рынок строящегося жилья будет существовать, по сути, в двух измерениях. «Один рынок будет формироваться группой застройщиков, обеспечивающих качественное ликвидное предложение в объектах на разной стадии готовности, имеющих хорошую репутацию и доверие потенциальных клиентов. В 2010 году этот рынок нормального предложения будет без каких-то кардинальных переломов-перекосов спокойно двигаться вперед по понятным правилам. У этих компаний цены на квартиры будут иметь тенденцию к плавному росту, с учетом инфляционной составляющей, возможно, немного больше. Все предсказуемые, серьезные застройщики имеют значительную кредитную нагрузку, и необходимость ее обслуживания будет удерживать их от желания поднять цены: компаниям постоянно нужен денежный поток, чтобы строить объекты и расплачиваться по кредитам, – размышляет Селиванов. – А второй, напоминающий опухоль, – это рынок компаний с второклассным предложением и зачастую неоднозначной репутацией, который будет оттягивать на себя часть спроса (за счет более низких цен при больших рисках для покупателей), сдерживая таким образом и цены на качественное предложение».

Как полагает Селиванов, вероятность возникновения дефицита будет зависеть в значительной мере от того, «как выстрелит портфель замороженных участков, которые город намерен забирать у недееспособных компаний и передавать нормальным застройщикам: этот пласт проектов сможет демпфировать угрозу явного дефицита». Директор управления аналитического маркетинга холдинга RBI Вера Сережина отмечает, что в настоящее время дефицита предложения на рынке нет, но при определенных обстоятельствах ситуация может измениться: «Дефицит предложения некоторых типов квартир в отдельных районах города, где просто не запускались новые проекты, возможен к концу 2010 года. И если в целом ввод жилья в эксплуатацию девелоперами сохранится, видимо, на уровне прошедшего года, то в 2011-м он может оказаться меньше».

Основной тенденцией 2010 года Вера Сережина считает восстановление покупательского спроса. По мере роста уверенности населения в завтрашнем дне и более гибкой позиции банков доля ипотечных сделок в целом по рынку может увеличиться с 5 до 7-8%. Снижение же цен, по мнению Сережиной, «однозначно не продолжится: в последние два месяца мы видим достаточно стабильную динамику цен на первичном рынке, и скорее может быть небольшой рост – порядка 5-10%».

Впрочем, эксперты полагают, что неопределенность может сохраниться по крайней мере еще полгода. «Думаю, что нижнюю точку кризиса мы уже прошли, но это не означает, что мы стремительно полезем вверх, – отмечает Лучков. – Да, отложенный спрос на рынке жилой недвижимости накапливается, но предпосылок для сильного скачка спроса пока не ощущается, у людей нет той степени уверенности, которая позволяет покупать жилье и смелее брать кредиты». Подчеркивают консультанты и важность взвешенной политики самих девелоперов. «Если тренд на восстановление спроса действительно зафиксируется к весне, если доступнее станет кредитование, то, по самым оптимистичным оценкам, небольшой рост цен на жилье эконом-класса в 2010 году возможен, – говорит Пашков. – Но, надеюсь, застройщики будут осторожно относиться к ценообразованию, ведь восстанавливающийся спрос можно и убить».

Дело за магистралью

Минувший год не принес операторам связи роста доходов. По предварительным данным, рынок связи в России в целом и в СЗФО в частности в 2009 году сократился на 2-4% в рублевом выражении.

Причина понятна: сокращение доходов клиентов вынудило их урезать свои расходы на услуги связи. В большей степени это сокращение затронуло корпоративный сегмент, где происходили и активная смена местоположения офисов, и сокращение числа сотрудников. Например, в сфере сотовой связи некоторые клиенты отказались от корпоративных номеров и вернулись к старой практике оплаты телефонных счетов своих работников. В то же время частные пользователи свои расходы на связь практически не сократили. Это дает участникам рынка основания констатировать, что услуги связи (в том числе мобильная связь и фиксированный доступ в интернет) стали неотъемлемой частью потребительской корзины населения. В 2010 году дальнейшего снижения расходов в корпоративном сегменте не произойдет, так как большинство компаний уже перевели свою работу в режим допустимой экономии, а увеличение расходов на связь будет происходить так же постепенно, как и рост экономики в целом.

Важно отметить, что наиболее популярные услуги связи достигли определенного насыщения. В частности, уровень проникновения сотовой связи в стране постепенно приближается к 150% (в Петербурге – более 200%). «В 2009 году сотовые компании подключили 97 млн абонентов. Между тем эта цифра близка к суммарному количеству владельцев сотовых телефонов, так что получается, что сотовики раздали еще по одной SIM-карте каждому владельцу сотового телефона», – пояснил генеральный директор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Именно поэтому отток абонентов в минувшем году был крайне высок – 78 млн (то есть более 80% подключенных).

Нечто похожее происходит и в сегменте фиксированного высокоскоростного доступа в интернет (ШПД). В Петербурге, где наблюдается высокая конкуренция между операторами, рынок ШПД еще в начале года достиг насыщения (превысив планку в 1 млн домохозяйств). В то же время в регионах, где тарифы на доступ в интернет остаются достаточно высокими, рост рынка ограничен финансовыми возможностями абонентов. В результате на Северо-Западе рынок ШПД, который на протяжении последних лет демонстрировал ежегодный прирост абонентской базы не менее 20%, в прошлом году показал невысокий рост (менее 5%). Очевидно, что в 2010 году рост этих массовых рынков будет связан с распространением новых услуг и параллельными масштабными вложениями в инфраструктуру (особенно в регионах).

При этом с поиском новых услуг все достаточно прозрачно – в 2009 году они ясно обозначились во всех основных сегментах. В сотовой связи это, конечно, мобильный доступ в интернет. Как отмечает первый заместитель директора Северо-Западного филиала «МегаФона» Петр Акульшин, в минувшем году он стал основным трендом развития рынка сотовой связи и самой востребованной 3G-услугой. Не случайно после появления услуги мобильного интернета у операторов отпали вопросы, нужно ли строить сети четвертого поколения: в свете конкурентной борьбы с фиксированным ШПД больший канал сотовикам необходим.

В сегменте фиксированного доступа в интернет знаковым событием стало массовое введение в коммерческую эксплуатацию интернет-телевидения (оно же IP-TV). Таким образом, игроки рынка, которые во второй половине 2009 года стали предлагать клиентам triple play (телефония плюс интернет и ТВ), будут еще более активно внедрять эту новую услугу.

Не менее интересные изменения, которые отмечены в прошлом году и, скорее всего, продолжатся в наступившем, происходят и в сфере общения операторов с корпоративными клиентами. Стремление к экономии стимулирует возникновение спроса на так называемые интеллектуальные услуги, которые реализуются на оборудовании операторов связи (виртуальные АТС, или виртуальные серверы, и т.д.). Таким образом, российский рынок получил толчок к тому, чтобы развиваться в рамках мировой тенденции, когда оператор связи берет на себя все больше обязанностей из смежных областей: размещает на территории своих дата-центров серверы клиентов, поддерживает функционирование сайтов клиентов, корпоративной почты и т.д., вплоть до аренды программного обеспечения.

Увеличение спектра новых услуг вынуждает крупнейших игроков телекоммуникационного рынка продолжить процесс масштабных приобретений, которые эволюционируют в сторону универсальных операторов, готовых из «одного окна» продавать весь спектр услуг мобильной и фиксированной связи. Собственно, «ВымпелКом» («Билайн») еще в 2008 году приобрел Golden Telecom, МТС купили «Комстар-ОТС» в 2009-м, «МегаФон» решил сам создавать фиксированного оператора. Поэтому конвергентные услуги для корпоративных клиентов по факту уже есть. Следует добавить, что «большая тройка» практически полностью поделила сотовых ритейлеров. А значит, в перспективах будущего года – конвергентные услуги для физических лиц.

С новыми услугами у операторов нет проблем, вопрос в том, смогут ли они предоставить их по приемлемой цене и необходимого качества. Развитие новых услуг подразумевает, что потребляемый абонентами трафик в ближайшем будущем будет расти высокими темпами. Таким образом, решающее значение приобретают инициативы операторов по развитию магистральных каналов передачи данных. В то же время в последние годы цена на магистральные услуги постоянно снижается, к примеру на Северо-Западе магистральная составляющая достигает менее 10% от стоимости услуги, рассказывает директор Северо-Западного филиала компании «Ростелеком» Евгений Герасимов. А значит, привлекать сторонние инвестиции в развитие магистральных сетей становится непросто. На то, что существуют проблемы, связанные с прокладкой магистральных каналов, обращает внимание и Петр Акульшин. Затруднения с прокладкой волоконно-оптических линий связи в Калининграде (вопросы с прокладкой линий по территории зарубежных стран решаются долго), сложность строительства и поддержания инфраструктуры в северных районах являются основными факторами, сдерживающими развитие рынка связи в этих регионах.

Отдельного внимания заслуживает ситуация с реорганизацией «Связьинвеста». Согласно утвержденному плану, объединение региональных «дочек» холдинга в единого оператора под брендом «Ростелеком» должно произойти в кратчайшие сроки и закончиться в 2011 году. А значит, в 2010-м холдинг также будет заниматься активным продвижением четвертого федерального сотового оператора.

Как закаляется сталь

Металлургические компании Северо-Запада в 2010 году продолжат быстро восстанавливаться. Поскольку металлургия одной из первых просела в период кризиса из-за резкого снижения спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынке, раньше начался и подъем. В СЗФО состояние отрасли определяют предприятия, входящие в группу «Северсталь» (их доля около 90%), которые в конце минувшего года начали выравнивать свое положение. По данным аналитического исследования ИФК «Метрополь», загрузка производственных мощностей российских сталелитейных предприятий уже достигла 90%. В ноябре 2009 года объем производства составил почти 6 млн тонн стали. Пиковое же значение, 6,7 млн тонн, зафиксировано в марте 2008-го. «О финансовых результатах докризисного 2008 года пока мечтать не приходится, однако производственные показатели начинают выравниваться», – констатирует аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. По его мнению, особенностью 2009 года стало возрастание доли экспортных отгрузок группы «Северсталь» с 30 до 50%, что связано со слабостью машиностроения, автопрома и строительства. Однако по мере восстановления спроса (а признаки его уже есть) поставки металлургических компаний на внутренний рынок будут увеличиваться.

Чтобы удержать клиентов и повысить собственные доходы в условиях нарастающей конкуренции, металлургическим компаниям придется более персонифицированно подходить к требованиям клиентов. В связи с этим они, замечает Дмитрий Баранов, видимо, будут ориентироваться на выпуск продукции с новыми техническими и/или потребительскими свойствами, повышать энергоэффективность производства и экономить ресурсы.

Как и в прошлом году, компании будут внимательнее подходить к инвестированию средств. Пересмотр инвестпрограмм будет зависеть не только от наличия средств на них, но и от целей, стоящих перед компаниями. «Если исходить из высокого уровня конкуренции на российском рынке и наличия у металлургов ранее сделанных сбережений, то в их интересах не сокращать инвестпрограммы, а, возможно, даже увеличивать», – считает Баранов. Если прогнозы экспертов сбудутся, восстановление металлургического комплекса СЗФО в 2010 году позитивно отразится на экономических показателях округа в целом, особенно регионов, где расположены предприятия группы «Северсталь», прежде всего – Вологодской области.

Готовы ко всему

Для сектора розничной торговли прошедший год оказался очевидно непростым: он характеризовался падением спроса, уходом покупателей в более низкие ценовые ниши. Однако существенных потерь удалось избежать: не оправдались прогнозы ни с точки зрения массовых банкротств, ни в отношении частых сделок М&А. Рынок находился в ожидании дна.

«Ожидаемое в 2010 году улучшение макроэкономических показателей должно позитивно повлиять на потребительское поведение и восстановление трафика. Если в 2009 году мы наблюдали переход потребителей из супермаркетов в дискаунтеры, то в наступившем может начаться обратный процесс – постепенный возврат потребителей в магазины более высокой ценовой категории, а также рост среднего чека как результат увеличения располагаемых доходов относительно прошлого года. Впрочем, в ближайшее время наилучшую динамику продаж покажут сегменты гипермаркетов и дискаунтеров», – прогнозирует аналитик ИФК «Метрополь» Мария Сулима.

Это подтверждают и участники рынка. «Мы не наблюдаем серьезного оттока покупателей в гипермаркетах „Карусель“ и супермаркетах „Перекресток“, но видим, что в этих форматах клиенты стали покупать более дешевый товар. Формат дискаунтера, конечно, стал более востребованным, наблюдается очень серьезный рост покупательского трафика в Петербурге – более 5% за девять месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008-го», – соглашается директор Северо-Западного филиала Х5 Retail Group Александр Павлов.

Несмотря на сложности, имевшие место в прошлом году, компании не намерены отказываться от планов по развитию бизнеса. К примеру, международные сети, давно закрепившиеся на российском рынке, – немецкая Mеtro Cash & Carry и французская Auchan – рассчитывают продолжить расширение. Так, компания «Ашан Россия» не отказалась ни от одного своего проекта. «Даже в условиях кризиса наш план развития на ближайшие три года останется таким же, каким он был разработан. В 2010 году в России будут открыты еще шесть гипермаркетов», – подтверждает член совета директоров «Ашан Россия» Людовик Олинье.

Прогнозы для непродуктового ритейла также позитивны. «Если в 2009-м потребитель стал попросту отказываться от покупки товаров не первой необходимости и год стал провальным с точки зрения оттока потребительского трафика, то в 2010-м мы ожидаем роста доходов потребителей и, как следствие, изменения потребительского поведения. Однако ожидать относительно стабильного роста продаж не следует раньше второго полугодия», – говорит Мария Сулима.

Наиболее существенное влияние на рынок в 2010 году окажет вступление в силу с февраля закона «О торговле». Если в отношении непродовольственных товаров закон не вносит, по сути, никаких изменений, хотя и распространяется на всю торговую деятельность в РФ, то в продовольственном секторе условия взаимоотношений ритейлеров и поставщиков и в целом поведение сторон будут существенно пересматриваться.

Горячие дискуссии разгорелись по поводу антимонопольной статьи закона, запрещающей открытие новых магазинов, если доля компании в розничном обороте продовольственных товаров превышает четверть. Ограничение действует с 1 февраля для компаний, чей порог превышает допустимые 25% в субъектах федерации, а с 1 июля – в муниципальных районах и городских округах.

Во-первых, формулировка довольно противоречива. Так, статья не запрещает выйти в регион, открыть огромный магазин и занять 100% рынка с нуля. Во-вторых, пока методика определения долей рынка ритейлеров отсутствует, при том что положение вскоре вступит в силу. И в-третьих, подобных мер по ограничению порога расширения сети нет нигде в мире. Такая дискриминация, по мнению аналитиков, предоставит преференции менее эффективным компаниям, снизит инвестиционную привлекательность отрасли, приведет к росту цен и снижению доступности товаров. Заплатит за все эти нововведения в конечном итоге потребитель.

Еще одно значимое новшество – ограничение бонусов от поставщиков 10-процентной объемной скидкой от закупочной цены товара. Отныне ритейлерам придется находить новые способы сокращения издержек, а поставщикам – стимулировать операторов, выводить продукты в сети и продвигать их там. Впрочем, как подчеркивает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский, «все бонусы, листинги, платы за вход и место на полке – это история, от которой уже давным-давно многие сети отказались. При этом остается договор на оказание услуг, который поставщик на добровольной основе может подписать, если желает продвинуть свой товар внутри магазина. Все они имеют право на существование и со вступлением в силу закона».

И все же остается негативный момент: вероятно, со вступлением в силу данного положения ведущие бренды укрепят свои позиции по отношению к «вновь прибывшим». Если ранее с мелкого производителя можно было взять большую плату, то теперь смысла закупать его товар, убирая с полки крупного конкурента, нет. А когда отечественный производитель лишается стимулов к развитию и повышению производительности, он рискует проиграть в конкуренции с глобальными брендами.

«Все сошлись во мнении, что этот закон не выгоден никому – ни производителям, ни ритейлерам, а главное, в итоге может негативно сказаться на уровне цен, что совсем невыгодно покупателям, – считает Александр Павлов. – Любое регулирование выходит за рамки понятия „рыночная экономика“. Если в законе это предусмотрено, то мы совершенно точно будем придерживаться буквы закона и выполнять все предписанные статьи. Но я уверен, что в будущем некоторые нормы закона будут скорректированы по объективным причинам».   

Санкт-Петербург