Протест, спущенный с небес

13 декабря 2010, 20:32
  Северо-Запад
Фото: архив «Эксперта С-З»
Finnair подсчитывает убытки от забастовки

День независимости Финляндии, отмечаемый 6 декабря, в нынешнем году омрачен забастовкой кабинного персонала национального авиаперевозчика Finnair и массовой отменой рейсов.

Стюарды Finnair и Blue1 начали бастовать во вторник 30 ноября после провала переговоров Finnair с профсоюзом кабинных сотрудников (SLSY). На 2 декабря перевозчик отменил более 200 рейсов – за первые три дня забастовки, по данным Finnair, пострадали более 10 тыс. пассажиров. Однако финны не пожелали отказываться от планов на выходные и воспользовались услугами железной дороги.

Скандинавам повезло больше: «дочка» авиакомпании SAS – Blue1 – довольно быстро договорилась со своими работниками и уже в четверг 2 декабря возобновила полеты, пообещав выделить дополнительные борты, чтобы разгрузить ситуацию в выходные. Под давлением профсоюзов Blue1 вынуждена сохранить прежние условия найма и увеличить оплату труда на 0,5%.

Камень преткновения в споре между работодателем и профсоюзами – время, которое персоналу позволено отдыхать после дальних перелетов, а также количество выходных. Профсоюзы уверены, что работать 40 лет с перегрузками и постоянным стрессом от смены часовых поясов невозможно, и полны решимости не допустить сокращения периода отдыха. 6 декабря бастующие отвергли очередной вариант урегулирования, а руководство Finnair заявило, что попытается смягчить последствия забастовки, используя временных работников из-за границы.

По сообщениям Finnair, конфликт привел к значительному сокращению бронирования, пришлось отменить более 70% перелетов. Прямые убытки компании ежедневно составляют 2-2,5 млн евро. Теперь под угрозой финансовые результаты не только четвертого квартала, который, по всем прогнозам, должен был принести прибыль, но и всего 2010 года. Столь масштабные и слаженные действия профсоюзов обнажили давний конфликт в отрасли: Finnair в условиях ужесточившейся конкуренции вынуждена активно оптимизировать издержки, в том числе и за счет персонала, а традиционно сильные профсоюзы не желают отступать от финской социальной модели.

Между тем к концу первой недели забастовки профсоюзы перешли в наступление: стюардов решили поддержать еще три финских профсоюза – машинистов, транспортных работников (AKT), а также работников почты. AKT объявил, что с 7 декабря не будут обслуживаться дополнительные поезда на север Финляндии и прекратится доставка топлива для Finnair. Почтовые служащие в знак солидарности приостановили международные почтовые отправления через Хельсинки – Вантаа. Профсоюз работников авиации поддержал коллег, запретив сверхурочную работу всем компаниям, обеспечивающим наземное обслуживание. К началу второй недели забастовками грозили почти все наземные службы.