Не навредить

Экономика и финансы
Москва, 14.02.2011
«Эксперт Северо-Запад» №6 (502)
У рынка лизинга есть все шансы на динамичное восстановление, но налоговые изменения могут подкосить отрасль

Рисунок: Владимир Басов

В ушедшем году лизинговая отрасль России продемонстрировала высокие темпы восстановления: за девять месяцев объем нового бизнеса вырос более чем в два раза. Учитывая, что динамика кредитного рынка в сегменте юридических лиц куда менее впечатляющая, можно констатировать, что роль лизинговых компаний в процессе обновления основных фондов и реализации инвестиционных планов может возрасти. Однако рынок остается уязвимым, чему, в частности, способствуют ожидаемые законодательные изменения и ужесточающаяся конкуренция.

Обогнать банки

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса отечественных лизинговых компаний за первые три квартала 2010 года увеличился в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего. Сумма заключенных сделок составила 420 млрд рублей (за девять месяцев 2009 года – 185 млрд). С учетом динамики за январь-сентябрь темпы прироста по итогам 2010 года могут достигнуть 75-85%, что в семь раз превысит пессимистичные прогнозы участников рынка, сделанные в конце 2009-го (10-15%).

На темпах прироста нового бизнеса сказался эффект низкой базы, но основными драйверами стали возобновление активности самих лизингодателей, обусловленное и более доступным фондированием, а также повышение интереса лизингополучателей. По мнению начальника отдела маркетинга группы компаний «Балтийский лизинг» Евгения Колесова, резкое увеличение количества новых сделок во многом обусловлено эффектом отложенного спроса. «У многих предприятий часть техники и оборудования достигла такого уровня износа, что откладывать обновление уже нельзя. А в кризисные 2008-2009 годы осуществить обновление было затруднительно в связи с отсутствием доступного финансирования, – объясняет он. – Возобновили свои инвестпланы и те, кто оставлял часть бюджета под эти проекты, но не расходовал его, проявляя осторожность и ожидая признаков стабилизации экономики». В 2011 году участники рынка уже не рассчитывают на столь высокие показатели прироста. Колесов полагает, что можно ожидать подъема на 20-30%, так как многие предприятия реального сектора все еще придерживаются консервативной инвестполитики, а отложенный на период кризиса спрос по большей части уже реализован.

Отчасти на руку лизинговым компаниям сыграл все еще жесткий подход банков к оценке кредитоспособности бизнеса. Итоги прошлого года на банковском рынке весьма скромные: объем ссуд, выданных бизнесу, увеличился всего на 13%. Во многом это связано с тем, что кредитные учреждения не готовы идти на повышенные риски. А лизингодатели традиционно более лояльны, ведь и раньше потребителями финансовой аренды часто становились те фирмы, которым отказали в банковском финансировании.

«Лизингодатели действительно менее консервативны в оценке заемщиков, в том числе и по процедурам (количество и качество предоставляемых документов, выезд менеджера в офис к клиенту, скорость принятия решения и т.д.), – подтверждает заместитель генерального директора компании „CARCADE Лизинг“ Алексей Смирнов. – Они смотрят не только на кредитоспособность заемщика, но и на ликвидность предмета лизинга. А поскольку этот предмет в течение сделки находится в собственности лизинговой компании, в случае прекращения платежей она может его изъять и продать». Конечно, лизинговая отрасль в кризис столкнулась с тем, что процесс изъятия и реализации оборудования далеко не прост, но, по словам генерального директора компании «ПН Лизинг» Романа Маланина, на текущий момент немалый объем изъятого оборудования, который попал на вторичный рынок в этот период, практически реализован.

«Банки сохраняют определенный консерватизм и в отношении финансирования лизинговых компаний. С одной стороны, по сравнению с 2009 годом фондирование стало более доступным, но реальные объемы привлечения, на наш взгляд, все же меньше, чем могли бы быть», – отмечает Маланин. Можно предположить, что в этом году конкуренция за доступные ресурсы между лизингодателями ужесточится, в том числе и в связи с выходом на рынок компаний при госбанках, которые располагают дешевым фондированием и могут задавать тон по ставкам. А значит, и остальным придется уделять больше внимания удешевлению пассивов. «Особенно трудно мелким игрокам, которым просто не достаются ресурсы по приемлемым ставкам. Это одна из причин некоторого укрупнения лизингового рынка, помимо тех, что стали следствием кризиса», – уточняет директор департамента развития компании «РЕСО-Лизинг» Сергей Калинин.

Странная конкуренция

Почти 37% объема нового бизнеса сотни крупнейших лизингодателей России за девять месяцев прошлого года пришлось на три компании, работающие при банках с госучастием, – «Сбербанк-Лизинг», «ВТБ-Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Это вполне логично: структуры, имеющие доступ к большому количеству дешевых ресурсов, способны финансировать крупные сделки, в том числе в сегментах авиа- и железнодорожного транспорта, а также военно-промышленного комплекса. Однако и «Сбербанк-Лизинг», и «ВЭБ-Лизинг» устремились в розничный сегмент, особенно активна в этом направлении дочерняя компания Внешэкономбанка.

Выход в ритейл лизинговых компаний с неограниченным доступом к дешевому фондированию означает усиление конкуренции, особенно по стоимости финансовой аренды. И рынок уже почувствовал это, ведь коммерческие фирмы вынуждены реагировать на действия конкурентов и тоже снижать ставки. Впрочем, люфт у отрасли в этом отношении еще есть – ставки здесь снижались более медленными темпами, чем на банковском рынке, и еще не достигли докризисных параметров. Хотя при сохраняющихся рисках коммерческим компаниям непросто уменьшать процентные ставки, поэтому они стремятся конкурировать по другим параметрам сделок.

«Лизингодатели, у которых есть многолетний опыт работы в ритейле, могут противопоставить ценовой конкуренции отлаженные технологии, выстроенный сервис и более гибкий подход, – считает Роман Маланин. – Компаниям с госучастием добиться этого сложнее из-за более формализованной структуры управления». Кроме того, по стоимости сделки коммерческие компании тоже могут конкурировать за счет скидок от импортеров, применения новых технологий и бизнес-процессов, позволяющих оптимизировать затраты, добавляет Алексей Смирнов.

Вследствие роста активности в ритейле того же «ВЭБ-Лизинга» структура рынка Северо-Запада сильно не поменялась, но конкуренция обострилась. Такое развитие событий коммерческие игроки признают не совсем логичным. «Вполне оправданно, когда государство, используя имеющиеся у него ресурсы, направляет их на поддержку приоритетных отраслей и стратегических проектов – инфраструктурных, инвестиционных, военных, – рассуждает Евгений Колесов. – Но не очень понятно, для чего создавать дополнительную конкуренцию и деформировать розничный сегмент рынка, структура которого уже сложилась и где вполне дееспособны существующие игроки. Желая развивать финансирование малых и средних предприятий, государство могло бы делать это путем предоставления льготного фондирования уже работающим лизинговым компаниям с выставлением определенных условий по размещению средств (данный механизм был успешно реализован через Российский банк развития). А в реальности оно создает в своем лице конкурента в непростой для участников отрасли период».

Все еще угроза

Впрочем, гораздо более опасным для рынка может оказаться другой шаг государства – отмена ускоренной амортизации для всех видов имущества, приобретаемого в лизинг. Пока Министерством финансов России подобное решение только рассматривается, но оно уже вызвало активный протест. Объединенная лизинговая ассоциация направила в Минфин запрос и получила ответ: «Ведется работа по оценке целесообразности установления ограниченного перечня основных средств, в отношении которых в целях налогообложения прибыли организаций к основной норме амортизации может применяться специальный ускоряющий коэффициент, предусмотренный для амортизируемого имущества, являющегося предметом лизинга».

Если эти налоговые инициативы будут приняты, лизинг потеряет одно из основных преимуществ – возможность для клиента сэкономить на налоговых отчислениях. И это почти приравняет финансовую аренду к банковским кредитам, тогда как конкурировать с банками по цене лизинговые фирмы не смогут. «Лизинг вполне способен выступать важным инструментом модернизации основных производственных фондов, – уверен Роман Маланин. – Это особенно актуально для средних предприятий, для удовлетворения потребностей которых у лизингодателей есть возможности с точки зрения и объема пассивов, и долгосрочности. Налоговые новации могут свести этот процесс на нет».

Если же государство откажется от этих непопулярных мер, то на развитие лизинговой отрасли в этом году можно смотреть вполне оптимистично. При сохранении существующих темпов восстановления экономики можно ожидать роста доступности финансирования лизингодателей и параллельно увеличения спроса на их услуги.  

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №6 (502) 14 февраля 2011
    Образование
    Содержание:
    Реклама