Окольцованный город

Русский бизнес
Москва, 28.02.2011
«Эксперт Северо-Запад» №8-9 (505)
Вячеслав Петушенко: «К 2015 году, когда на полную мощность заработают порты в Усть-Луге и Ломоносове, могут возникнуть проблемы с грузопотоком по КАД. Поэтому поднимается вопрос о необходимости строительства второй кольцевой дороги»

Фото: Владимир басов

Строительство Кольцевой автодороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга официально завершилось в ноябре 2010 года открытием сквозного движения от Таллинского шоссе до Бронки. Однако достройка и оснащение трассы протяженностью 116 км, в создание которой вложено 130 млрд рублей, продолжаются. О резерве КАД и о том, какие инфраструктурные решения возможны для снижения ее загруженности, «Эксперту С-З» рассказал генеральный директор ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга» (ДСТО Санкт-Петербурга) Вячеслав Петушенко.

– Работы на КАД начались в конце 1990-х годов и к настоящему времени в основном завершились. Как вы оцениваете результаты?

– Петербург – это не только мегаполис, но и крупнейший транспортный узел, где пересекаются основные грузопотоки. Еще несколько лет назад весь транзитный транспорт, а это десятки тысяч автомобилей, шел через город, ухудшая не только транспортную, но и экологическую обстановку.

Создание КАД началось в 1998 году, но серьезный импульс дан в 2005-м – именно с этого времени по настоящий момент строительство обеспечено финансированием в необходимом объеме. Поскольку время было немного упущено, жизнь заставила работать очень быстро. По существующим нормам, только на строительные работы последнего, западного участка КАД предусматривалось больше трех лет. С учетом требований, связанных с освобождением территорий и регистрацией объектов, стройка могла затянуться лет на шесть-семь. По факту мы возвели этот участок за два года. Уложиться в такие сроки получилось только за счет того, что параллельно освобождались территории, велись проектные работы, выкупалась земля и шло строительство. К сожалению, все крупные объекты так и реализуются: если бы соблюдались все нормы, то дорога строилась бы еще лет десять.

– Не устарела ли трасса за период строительства?

– Самое главное, что дорога введена в эксплуатацию и движение по ней идет в полном объеме. В зимний период, когда грузопоток снижается, в сутки по ней проезжает 120 тыс. автомобилей, летом – более 200 тыс. Кроме того, КАД давно стала не только транзитной магистралью, но и частью улично-дорожной сети Петербурга. Это также сказывается на интенсивности движения. Очевидно, что восьми полос КАД уже недостаточно. Поэтому если бы мы проектировали ее сегодня, то, конечно же, предусмотрели бы по пять-шесть полос в каждом направлении.

Умная дорога

– Что еще предстоит сделать?

Техника, устанавливаемая в новом офисе ДСТО Санкт-Петербурга, обеспечит автоматизированное управление движением на КАД sever_504-505_1 Фото: Владимир басов
Техника, устанавливаемая в новом офисе ДСТО Санкт-Петербурга, обеспечит автоматизированное управление движением на КАД
Фото: Владимир басов

– Работы по благоустройству дороги. Планируется ввести в эксплуатацию автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД). Это выведет КАД на совершенно новый уровень. Система предназначена для управления транспортными потоками, предупреждения водителей, учета влияния погодных условий на движение и проведение ремонтных и аварийных работ. Это позволит нам принимать оперативные решения.

АСУДД предстоит внедрить практически на всем протяжении КАД, за исключением первых 24 км – так называемого северного участка, построенного в начале 2000 года, когда дорога строилась по старым нормам и не была рассчитана на подобные системы.

Другие участки КАД (первой и второй очередей) оснащены П-образными опорами, которые оборудованы камерами видеонаблюдения, метеостанциями, датчиками контроля скорости и подсчета автомобилей. Вся эта информация будет обрабатываться при помощи программного обеспечения и выводиться на табло переменной информации, в том числе предупреждая автомобилистов о пробках на трассе. Помимо информирования водителей АСУДД будет в автоматическом режиме направлять рекомендации обслуживающим организациям о том, каким составом необходимо обрабатывать дорожное покрытие в зависимости от температуры воздуха, высоты снежного покрова.

Также принято решение о введении бесконтактного весового контроля в режиме движения, при помощи которого выявляются нарушители норм нагрузки на ось: датчики, вмонтированные в полотно дороги, позволяют это сделать. Таким образом, появится возможность организовать весовой и скоростной контроль без ущерба движению. В результате водителям будет невыгодно нарушать правила дорожного движения.

– Когда АСУДД начнет работать?

– Мы полагаем, что во второй половине года. Практически все сечения есть, здание построено, программный продукт дорабатывается. В марте начнется процесс комплексной пусконаладки и подключения. К осени проезд по КАД станет более безопасным и комфортным.

– Таким образом, заодно удастся решить проблему пробок?

– Исследования показывают, что пробки на КАД в 90% случаев возникают из-за аварий, связанных с нарушениями скоростного режима и перестроения автомобилей. В большей степени мы как водители виноваты в пробках сами. Разрешенная скорость – 110 км/ч, при этом средняя скорость движения по крайней левой полосе днем составляет 140, ночью – 160 км/ч. Нельзя так ездить! Можно и нужно ехать медленнее, без пробок и аварий.

Последние штрихи

– Сколько средств будет освоено в текущем году на завершение работ по достройке и обустройству КАД?

– Мы планируем, что в 2011 году, за исключением достройки развязки на Парашютной улице, все работы по КАД будут завершены. В федеральном бюджете на эти цели предусмотрено финансирование в объеме 5,3 млрд рублей.

Что касается содержания и ремонта дороги, то начиная с 2006 года заказчиком по ее содержанию является ДСТО Санкт-Петербурга. На эти цели выделено чуть больше 1 млрд рублей. Но эта цифра не должна пугать своей величиной, потому что большая часть средств идет на оплату электроэнергии, используемой для освещения дороги. Также предусмотрены расходы на восстановление барьерного ограждения и разметки, покос травы, содержание полос отвода и системы водоотвода. Немало денег уходит и на уборку снега, посыпку дороги, поддержание трассы в рабочем состоянии (ремонт выбоин, ликвидацию колейности).

– Как решается проблема колейности? Внимание на эту проблему обратил даже премьер Владимир Путин…

– Колейность – головная боль как дорожников, так и автолюбителей. И это проблема не только КАД, но и других дорог. Кольцевая дорога – крайне грузонапряженная трасса, поэтому она требует особого подхода. Есть два пути решения проблемы – либо чаще ремонтировать, либо вкладываться в новые материалы.

– Что выгоднее?

– Надо считать. По моему мнению, необходимо чаще ремонтировать.

– Есть ли технологии с применением более качественного покрытия?

– Асфальт – он всегда асфальт, там вряд ли что-нибудь придумаешь. Действительно, существуют технологии, которые повышают долговечность эксплуатационных характеристик за счет всевозможных добавок. Если каменные материалы и технологии по ним у нас уже на уровне мировых стандартов, то качество вяжущих материалов требует пристального внимания. Вот с битумом нам надо работать. Нормы, которые действуют в России, недостаточно жесткие и не отражают весь спектр технологических требований. Поэтому мы добились включения в план НИОКР задачи по решению проблем качества битума и колейности. Государство занимается этими вопросами серьезно, надеюсь, в нынешнем году будут получены первые результаты.

Вернуться к пройденному

– Есть ли планы расширить первый участок КАД, который имеет всего четыре полосы?

– Мы направили в Министерство транспорта РФ предложения по расширению первого участка КАД, от Горской до проспекта Культуры (это 24 км), до трех полос в каждую сторону. Рассчитываем, что на проектно-изыскательские работы будет выделено финансирование из федерального бюджета. По нашим оценкам, это около 100 млн рублей.

До развязки с Западным скоростным диаметром (ЗСД) на севере предусмотрена достройка по одной полосе внутри диаметра, полоса зарезервирована. А вот участок от ЗСД до Горской придется расширять снаружи. Расширение необходимо еще и потому, что интенсивность движения на этом отрезке резко возрастет в текущем году, когда войдет в строй сквозной проезд по дамбе от Бронки до Горской, включая тоннель под судопропускным сооружением С-1, и произойдет полное замыкание КАД. Кроме того, после открытия развязки в створе Парашютной улицы на КАД поедут жители северных районов. Грузопотоки в этой части города будут возрастать. Понимание того, что данную задачу необходимо решить к 2012 году, у нас есть. Кроме того, идет работа над проектом создания развязки в районе Бронки. Уже в первом полугодии 2011 года должен быть объявлен конкурс на строительство, завершение работ на данном участке ожидается в 2012-м.

На пределе возможностей

– Каков потенциал КАД?

– Безусловно, у КАД есть свой предел. По расчетам проектировщиков, к 2015 году, когда на полную мощность заработают порты в Усть-Луге и Ломоносове, могут возникнуть проблемы с грузопотоком по КАД. Именно этим вызвана дискуссия о том, нужна ли городу вторая кольцевая дорога. Единого мнения пока нет. Я считаю, что определенные инфраструктурные дополнения к КАД необходимы. Речь идет не о создании второго полноценного кольца: нам нужно построить отрезки (назовем их хордами), которые перехватывали бы основные грузопотоки на подходе к городу, разгружая основную дорогу.

– Как должна развиваться инфраструктура рядом с КАД, есть ли необходимость увеличивать количество съездов?

– Основная задача КАД – принять транспорт с федеральных трасс и больших магистралей города и «выкинуть» его на другие развязки: это транзитная трасса. Развязки расположены в 4-5 км друг от друга – такое расстояние подтверждено опытом и временем. Мы совершенно четко понимаем, что желание бизнеса, реализующего близ дороги инфраструктурные проекты, «подключиться к кольцевой» будет через каждые 500 м. Если допустить необоснованные съезды, КАД превратится в МКАД. Именно из этих соображений дополнительные развязки мы на сегодняшний день не рассматриваем, поскольку это сразу загрузит дорогу, появятся дополнительные пробки, упадет скорость и снизится пропускная способность.

Хотя одним из технических решений (мы на первом лоте западного участка его уже применили) может стать строительство длинного «местного» проезда, отделяемого от основной дороги барьерным ограждением. Это такой усеченный вариант аркадной дороги, но он должен создаваться за счет частных инвестиций.

С другой стороны, невозможно пользоваться КАД, не имея на ней заправок, кафе, сервиса. Поэтому нами разработана схема развития инфраструктуры, которая прошла экспертизу в Москве и будет реализована. Отмечу, что мы только разрабатываем схему, реализация которой должна происходить исключительно за счет средств частных инвесторов. В целом предстоит возвести четыре парных комплекса: больше – нецелесообразно. Одна АЗС уже есть, думаю, что в следующем году появятся и комплексы.

– Многие автовладельцы жалуются на указатели…

– Могу принять этот упрек по отношению к северному участку: в конце 1990-х годов этого предусмотреть не могли. Мы его будем дооснащать, там знаков действительно маловато. Но на других участках указатели предупреждают водителей о съезде заблаговременно.

– Кому предстоит в дальнейшем заниматься эксплуатацией дороги?

– Должна быть федеральная государственная структура. Ничего придумывать не надо, все уже придумано. «Росавтодор» принял решение о передаче объектов в эксплуатацию ФГУ «Северо-Западная дирекция». То есть мы завершаем стройку, регистрируем объект и передаем на баланс ФГУ «Северо-Западная дирекция». Постараемся сделать это за год, но все вопросы упираются в оформление земли под КАД: некоторые собственники запросили нереальные компенсации, идут разбирательства в судах.

Один из самых сложных вопросов связан с дооформлением земли. За последнее время система регистрации объектов сильно изменилась – когда мы начинали строить, таких требований не было. Поэтому в первую очередь надо решить этот вопрос. К настоящему времени у нас в постоянном бессрочном пользовании более 70% участков, на которых построена КАД. В оперативном управлении – единицы участков, которые нужно регистрировать.   

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №8-9 (505) 28 февраля 2011
    Развитие регионов
    Содержание:
    Смена декораций

    Нефтяные регионы Северо-Запада в 2010 году остались в стороне от экономического подъема. Локомотивом роста стало машиностроение

    Реклама