Земной вклад в авиабилет

11 июля 2011, 00:00
  Северо-Запад

Коммерческий директор по авиационной деятельности компании «Воздушные ворота Северной столицы» Евгений Ильин:

Фото: архив «Эксперта С-З»
Евгений Ильин

– Основная доля в конечной цене авиабилета – расходы на топливо. Аэропортовые сборы, в которые входят и услуги по навигационному обслуживанию, плата за пролет над страной и т.д., на конечную стоимость билета влияют не так сильно. По нашим подсчетам, на них приходится от 7 до 10% стоимости авиабилета.

Аэропортовые сборы, взимаемые в«Пулково», складываются из тарифов, регулируемых Федеральной службой по тарифам, и платы за наземное обслуживание пассажиров и воздушных судов.

Сборы не оказывают прямого воздействия на цену. Так, если средний тариф на международных линиях (за перевозку пассажира на 1 км) в 2009 году был 8,5 цента на 1 км, а на внутренних линиях – 6,16 цента, то когда в декабре 2009 года аэропортовые сборы в «Пулково» увеличились примерно на 20% (за взлет и посадку, за терминальное обслуживание) и одновременно начал возрастать объем перевозок (а значит, заполняемость самолетов), этот показатель на международных линиях остался прежним, а на внутренних даже понизился до 5,95 цента. Таким образом, можно сделать вывод, что цена билета не определяется аэропортовыми сборами, а зависит от платежеспособного спроса.

Поэтому размер сборов – не ключевая цифра, которая влияет на принятие компанией решения – летать или не летать через конкретный аэропорт. Тем более что в «Пулково» ставки далеко не самые высокие. Например, в Екатеринбурге или Новосибирске они выше, так как объем перевозок через их аэропорты меньше. Чем существеннее объем, тем легче предоставлять за счет оборота выгодную цену. В Москве оборот в несколько раз больше, чем в Петербурге, поэтому данный показатель там несколько скромнее.

Тем не менее размер сборов – хороший инструмент для привлечения новых игроков. С 1 мая текущего года в «Пулково» внедрена программа стимулирования развития маршрутной сети. Бонусы предоставляются авиакомпании не за объем перевезенных пассажиров, а за то, что она увеличила частоту рейсов на действующих направлениях, открыла новое направление, и наконец за то, что она в принципе начала летать через «Пулково». Бонусы также начисляются за каждого трансферного пассажира, который перевезен авиакомпанией через наш аэропорт. Мы, естественно, используем это, чтобы за счет бонусов стимулировать авиаперевозчиков развивать выгодные нам направления. В частности, данная программа не распространяется на перелеты в Москву, поскольку в столицу у нас ежедневно летает до 40 рейсов. Этот маршрут развит и раскатан давно, а вот те рейсы, которые «Пулково» нужно развивать, мы стимулируем и финансовыми скидками.