Время для настройки

Максим Басов: «Страховой бизнес России постепенно цивилизуется»

Фото: архив «Эксперта С-З»
Максим Басов

За последнее время несколько зарубежных страховых компаний прекратили свою работу на российском рынке. В 2009 году – Fortis и ING, в 2011-м – Мюнхенское перестраховочное общество. Можно ли говорить о нарождающейся тенденции, о том, что иностранцам не удается приспособиться к российским реалиям – демпингу, завышенным комиссиям, или это разовые эпизоды, свойственные любому рынку?

Международная компания «Цюрих», один из основателей страхового дела в мире, уходить не собирается – напротив, вкладывает средства в реструктуризацию бизнеса и совершенствование бизнес-процессов. По мнению директора Северо-Западной дирекции компании «Цюрих» Максима Басова, своевременные меры позволят ей эффективно развиваться на российском рынке, который начал меняться в сторону добросовестной конкуренции и повышения прозрачности.

Философский подход

– Каковы, на ваш взгляд, главные последствия кризиса для отечественного страхового рынка?

– Возможно, эта точка зрения нетрадиционна, но я считаю, что кризис принес страховому рынку России больше плюсов, чем минусов. Раньше развитие шло по аномальному сценарию: рынок рос на 30% в год, практически все страховые компании ориентировались только на увеличение портфелей. Риск-менеджмент, андеррайтинг, управление издержками – эти понятия нередко воспринимались страховщиками как экзотика и излишество. Многие страховые компании были и остаются недокапитализированными. Отсутствовала четко выстроенная система урегулирования убытков. Если называть вещи своими именами, рынок больше напоминал хаос, нежели отлаженно работающую отрасль.

Кризис быстро расставил все по местам. Наиболее авантюрным игрокам пришлось уйти. Остальные компании, твердо намеренные работать в долгосрочной перспективе, занялись тем, чем принято заниматься в цивилизованном бизнесе, – сокращением издержек, управлением рисками, актуарными расчетами, на основе которых определяются взвешенные, а не демпинговые тарифы. Страховой бизнес постепенно цивилизуется.

– Многие эксперты уверяют, что зарубежные страховщики не знают реалий бизнеса в России. Чем наш рынок напугал иностранцев?

– Для работы на нашем рынке нужно четкое понимание, как эффективно развиваться в российских реалиях. Практика показывает, что не все иностранцы действительно знают, что тут делать, и уходят с рынка. Это прежде всего характерно для страховщиков жизни. Россия – пожалуй, последняя страна в мире с развитой экономикой и достаточными доходами на душу населения, у которой не развивается «лайф». Для развития страхования жизни нужны налоговые льготы со стороны государства, хотя бы временные: это поможет дать сегменту толчок. Льготы потом можно убрать, но впоследствии мы получим колоссальный приток длинных денег в экономику. Еще одна проблема – отсутствие МСФО. Из-за этого иностранные фирмы не могут определить, какую компанию стоит покупать, а какую – нет, так как нельзя точно оценить уровень ее прибыльности или убыточности.

Довершает картину то, что пока никто не может точно предсказать окончательный выход мировой и локальных экономик из кризиса. Поэтому экспансия на развивающиеся рынки зачастую не является приоритетом для глобальных игроков страхового рынка.

– Вас, похоже, Россия не пугает, вы ведь как раз во время кризиса занялись перестройкой бизнес-процессов?

– Стратегия «Цюриха» как в мире, так и в России никогда не была авантюрной. Во внутренней деятельности компании главный принцип – прибыльный рост вместе с рынком. И в ближайшей перспективе он не изменится.

Учитывая неоднозначную ситуацию на российском рынке, мы решили, что сейчас не лучшее время для агрессивной экспансии, зато самый подходящий момент для реструктуризации бизнеса. И занялись этим. Речь идет об открытии Федерального административного центра (ФАЦ), который компания запустила в прошлом году в Иваново. В нем сосредоточены функции по урегулированию убытков, операционная служба, телефонный контакт-центр, финансисты, юридическая служба, кадровики. В этом году к нему подключены все филиалы компании. Это первый столь масштабный проект централизации страховой компании в России: ФАЦ обслуживает клиентов компании в девяти часовых поясах – от Владивостока до Калининграда. Очевидно, что такая организация бизнеса позволяет избавиться от дублирующих функций и существенно сократить убытки. Кроме того, система дает возможность использования единых стандартов, повышает скорость работы и исключает субъективность при принятии решений по страховым случаям.

– Какова степень самостоятельности филиалов после централизации?

– Филиалы, по сути, становятся точками продаж и обслуживания клиентов. Учитывая особенности отечественного страхового рынка, это правильный подход.

– Что вы называете особенностями рынка?

– В России страхование, как, впрочем, и многие другие бизнесы, развивалось, так сказать, по предпринимательской модели. Степень свободы директора филиала была невероятно велика – фактически ничем не ограничена. Он знал регион, представлял особенности спроса и поэтому зачастую показывал прекрасные результаты по росту портфеля. Зато со второй составляющей, управлением убытками, справлялся зачастую не так хорошо. Кризис сделал это особенно очевидным: многие филиалы оказались нерентабельными.

На наш взгляд, единственный способ обеспечить управляемость бизнеса в целом и прибыльную работу всех подразделений – выстроить систему, при которой все филиалы и отделения работали бы по единым для компании стандартам. Поэтому главный плюс централизации – рост степени контроля. Внедренная «Цюрихом» система позволит контролировать соблюдение требований андеррайтинга, дисциплину продаж, работу по урегулированию убытков.

Уйти от авто

– Одной из целей «Цюриха» на 2010 год была заявлена диверсификация портфеля. Каким образом меняется портфель компании?

– Действительно, накануне кризиса у нас был достаточно проблемный портфель: высокая доля автострахования и при этом высокий уровень убыточности. Последние полтора года мы занимались его чисткой и диверсификацией. Прежде всего сократили долю автострахования, в прошлом году прекратили работу по ОСАГО и по каско в 30 филиалах из 64. В том числе из-за демпинга конкурентов. Компания осознанно отказалась от 500-700 млн рублей премий в год, поскольку при демпинговых ценах на рынке невозможно гарантировать качественную защиту. Компенсируем это, развивая другие виды страхования. К примеру, активно работаем в сегменте банковского страхования. Если ранее страховали только автокредиты, то теперь – ипотеку, залоги, выезды за рубеж, лизинг. Доля неавтомобильных видов страхования выросла с 9 до 31%, убыточность существенно снизилась и весь новый портфель компании приносит прибыль.

– Вы навсегда ушли с некоторых региональных рынков ОСАГО?

– Скажем так: ушли до оздоровления общей ситуации в этих сегментах. Чтобы страховщикам стало интересно работать по ОСАГО, необходимо повысить региональные коэффициенты для тех субъектов федерации, где страховой бизнес по «автогражданке» хронически уходит в минус. Есть и другой механизм обеспечения рентабельной работы на этом рынке. Среди российских страховщиков обсуждается любопытная идея: установить «вилку» – единые нижние и верхние границы тарифов по ОСАГО, чтобы в этих рамках рыночная цена сама находила уровень, учитывающий и реальную статистику, и экономические условия конкретного региона. Реализация этого механизма позволила бы компаниям работать по ОСАГО без убытков.

Что касается рынка каско, то он тоже нуждается в системном оздоровлении. Прежде всего необходимо изжить демпинг, изматывающий добросовестных игроков. Один из способов – ввод жесткого контроля за достаточностью капитала страховых компаний, чтобы отсечь случайных и слишком авантюрно настроенных страховщиков. Кроме того, нужно создать централизованную базу данных, чтобы хорошие клиенты не платили за проблемных, а получали существенные скидки. К слову, и ОСАГО это тоже не помешает – обеспечит наконец-то реальную работу системы «бонус-малус».

– Если говорить о страховом рынке РФ в целом, то какие приоритетные задачи стоят перед ним?

– Если принять за условие, что мы движемся в сторону цивилизованного страхового рынка, то следует решить целый комплекс задач. Рецептов изобретать не надо – они уже изобретены страховыми сообществами других стран. Во-первых, необходимо повысить прозрачность рынка. Сделать это можно единственным способом – введением обязательной отчетности по МСФО. РСБУ дает много возможностей манипулировать прибыльностью, особенно если вы хотите ее увеличить, а МСФО позволит точнее отслеживать ситуацию с капитализацией страховщиков и даст реальную картину состояния страхового рынка в России. Кстати, для внутреннего использования мы готовим отчеты именно по МСФО. Во-вторых, нужно ужесточить контроль за рынком. Прежде всего – по достаточности капитала и по формированию резервов. Иными способами не изжить демпинг и не избежать периодических скандальных уходов недобросовестных игроков.

Если рассматривать менее глобальные решения, то важным представляется целый ряд обсуждаемых инициатив. Например, персональное лицензирование агентов и актуариев. Лицензирование поднимет как уровень надежности компаний, так и уровень доверия к российскому страхованию в целом. Кроме того, считаю важным создание централизованной системы учета страховых случаев. Благодаря такой системе страховые компании смогут лучше контролировать убыточность и, таким образом, предлагать более интересные тарифы честным и аккуратным водителям.