Обычная торговая война

Повестка дня
Москва, 16.07.2012
«Эксперт Северо-Запад» №28-31 (577)

Фото: архив «Эксперта С-З»

В разгар летнего туристического сезона российские туроператоры получили неприятный сюрприз от пограничной службы Финляндии. Новая интерпретация Закона о беспрепятственном перемещении внутри стран Шенгенского соглашения, которая впервые была применена в начале мая этого года в отношении круизных судов St.Peter Line, теперь распространяется на все круизные компании. Президент St.Peter Line Игорь Глухов в интервью «Эксперту С-З» рассказал об уродливых формах протекционизма и предрек снижение пассажиропотока из петербургских портов.

– Практика круизных компаний предусматривает возможность подсадки дополнительных туристов по пути следования судна, в том числе в Петербурге. Новые туристы проходят пограничный и таможенный контроль в Петербурге, а затем оформляют въезд в шенгенскую зону в первой из стран пребывания (как правило, это Финляндия). Выездной шенгенский штамп ставится в последнем из государств шенгенской зоны, куда зашло круизное судно.

Пограничная служба Финляндии полагает, что судно, подсаживающее по пути пассажиров, не может считаться круизным. По логике финских пограничников (и это мнение поддержали члены Еврокомиссии в Брюсселе), круизы должны осуществляться при неизменном количестве туристов, отплывающих из начального пункта путешествия и прибывающих в конечный пункт. Все прочие варианты несут миграционные риски, а значит, отклонение судна от круизных правил требует тщательного контроля.

– Что это означает на практике?

– Все пассажиры прибывшего с кратким визитом в Петербург круизного судна, на которое были подсажены несколько российских туристов, по прибытии в Хельсинки будут вынуждены пройти полный пограничный и таможенный контроль. Естественно, иностранные круизные операторы не готовы к столь жестким мерам, которые создадут гигантские проблемы для прочих путешественников. В итоге петербургские компании вынуждены отправлять круизных клиентов из России в Хельсинки отдельным туром, а там уже подсаживать прошедших пограничный контроль туристов на круизные лайнеры.

– В чем причины этого решения?

– Они очевидны. Во-первых, это желание финских властей увеличить пассажиропоток из порта Хельсинки. Протекционизм, если его вовремя не остановить, приобретает уродливые формы. Вторая причина, которая также лежит на поверхности, – лобби скандинавских и балтийских круизных компаний, мечтающих о том, чтобы забрать «под себя» туристов из России. Получается, что пограничные службы этих государств вынуждают круизные компании принимать пассажиров только в своих собственных портах. Абсурдность подобных требований очевидна: мы имеем дело с попыткой бойкота пассажирского порта Санкт-Петербурга, которая подтверждает наши самые тревожные опасения относительно неадекватной, враждебной политики пограничной службы Финляндии и ряда стран ЕС. Это обычная торговая война.

– И как нам победить в этой войне?

– Требуется принять срочные меры для пересмотра правил пограничного контроля для российских судов в портах Евросоюза, поскольку проблема из региональной превращается в общегосударственную. Мы всерьез опасаемся, что проблема с пограничным контролем в странах Евросоюза приведет к прекращению пассажирского морского судоходства из портов России, и просим инициировать переговоры на международном уровне, чтобы устранить ее. 

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№28-31 (577) 16 июля 2012
Индустриальные парки
Содержание:
Конкуренция с прошлым

Бизнес будет постепенно отказываться от размещения новых производств в промзонах, существующих с советских времен, считает Владимир Вишневский

Реклама