Дана команда: заправиться!

Тема недели
Москва, 20.05.2013
«Эксперт Северо-Запад» №20 (617)
Запуск региональной программы по созданию широкой сети заправок газомоторным топливом существенно изменит расклад сил на рынке поставок автобусов для госнужд, но и у частных автотранспортных предприятий появится стимул активнее переходить на газ

На сегодняшний день в Петербурге работает только одна газозаправочная станция. По экспертным оценкам, на город с почти пятимиллионным населением требуется порядка 40-50 таких объектов. Кстати, компания «Газпром газомоторное топливо» (ГГМТ), специально созданная для реализации программ по расширению использования природного газа на транспорте, базируется в Петербурге. О значимости этого бизнес-направления для головного офиса компании свидетельствует тот факт, что генеральным директором ООО «ГГТ» стал председатель совета директоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков. По его словам, 11 регионов России дали согласие на участие в программе перевода автотранспорта на газомоторное топливо. Переговоры по этому вопросу с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко состоялись в апреле, и уже заметен их результат. Также на прошлой неделе на рассмотрение депутатов Законодательного собрания администрация города внесла поправки в бюджет 2013 года, согласно которым на закупку новых автобусов с двигателями, использующими газ, направляется 280 млн рублей.

Нажать на газ

Плюсы для города от перехода транспорта (для начала – общественного, а затем и коммунального) на природный газ очевидны.

«Предварительные расчеты показывают, что при поэтапном выведении на городские маршруты 450 газовых автобусов – 210 в 2013 году и 240 в 2014-м – экономия на топливе уже в этом году составит 120 млн рублей, а в 2020-м – более 280 млн, – приводит цифры заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО «Газпром газомоторное топливо» Денис Корниенко. – Но куда более значима для горожан польза от сокращения выбросов».

Он считает, что к тому же 2020 году объем потребления природного газа на петербургском транспорте может достигнуть 300 млн кубометров. Однако и это лишь 9% замещения объемов традиционного топлива, потребление которого к 2020-му прогнозируются на уровне 3 млрд л.

На начальном этапе в качестве целевых потребителей производители газомоторного топлива видят, конечно, пассажирские автобусы, а также коммунальную, уборочную и прочую спецтехнику. Помимо того что этот сектор обеспечивает гарантированно высокие объемы потребления, для него проще строить сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).

«У автобусов и спецтехники имеются постоянные маршруты, поэтому иногда достаточно заправки рядом с автопарком и нескольких вдоль маршрута, – объясняет Денис Корниенко. – Есть практические примеры экономического эффекта от замещения топлива. В Новгороде мы сравнили автобусы «ЛиАЗ» (при среднесуточном пробеге 200 км), работающие на дизеле и газе, – затраты на топливо в год у них составили порядка 800 и 400 тыс. рублей соответственно. Газ оказался вдвое выгоднее, и при пересчете на 100 автобусов годовая экономия составила бы более 40 млн рублей. Показатели почти двукратной экономии получены и при тестировании дорожных уборочных машин в Набережных Челнах, а в пересчете на одну машину в год экономия достигала 300 тыс. рублей».

Конкурентная среда

Общий парк петербургских автобусов составляет около 15 тыс. единиц техники, из которых на большеформатные машины приходится менее 10%, остальной парк – средний и малый класс (в основном маршрутные такси). При этом доля автотранспорта принадлежащего городу ГУП «Пассажиравтотранс» – лишь около 30%. Остальной рынок делят частные перевозчики, из которых на наиболее крупные – ОАО «Третий парк» и ООО «Питеравто» – приходится 25 и 30% машин соответственно. Оставшаяся доля приходится на мелкие автопарки. При этом у ГУП подвижной состав насчитывает 1630 автобусов (базирующихся в пяти автопарках), которые обслуживают 120 городских и пять пригородных маршрутов.

Пока частные пассажироперевозчики только приглядываются к газомоторным автобусам, хотя, как говорят автодилеры, их интерес довольно высок и в перспективе они готовы начать массово менять автопарк на машины со смешанным топливопотреблением. Эксперты уверены, что программа господдержки, включающая субсидии и организация удобной заправочной сети подтолкнет их к этому уже в ближайшие годы.

«Пассажиравтотранс» попробовал внедрять газовые автобусы еще в 2007 году. Правда, это были лишь две машины – большой и особо большой вместимости. Тем не менее подготовка к комплексному переводу автопарка городским перевозчиком продолжается. В частности, в 2011 году даже был разработан бизнес-план проекта перевода на газ входящего в ГУП Автопарка №7 (совместно с Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и ЗАО «Газпромнефть С-З»).

Сейчас в компании «Газпром газомоторное топливо» прорабатывается программа формирования специализированных газовых автобусных парков в Петербурге. Два из них (на Хрустальной улице, 22 и в Пушкине на Гусарской улице, 16) предлагается создавать с привлечением частных инвесторов, а один (на Кубинской улице, 86) – за бюджетные средства.

Полезный опыт

Кстати, на Северо-Западе уже есть регион, который лидирует по внедрению газомоторного городского транспорта, – Великий Новгород. За период с 2008-го по 2012 год в городе на природный газ переведено 72% автобусов, а их число выросло с 11 до 185.

Анализ общемировой ситуации с развитием газомоторной отрасли показывает, что мировой автопарк машин с двигателями на природном газе за последние 12 лет вырос более чем в десять раз – с 1,3 млн единиц в 2000 году до почти 15 млн в 2012-м. При этом 90% из них – автомобили легкого класса. Как ни странно, лидером в этой сфере является Иран – эксплуатирующиеся там 2860 газовых машин составляют 23% автопарка страны. А вот в Пакистане, который занимает в общемировом рейтинге второе место, 2850 авто составляют впечатляющие 82% парка. Стоит отметить, что в десятку стран, лидирующих по использованию машин на газе, входит лишь одна европейская – Италия (шестое место).

Эксперты убеждены, что таких результатов можно добиться лишь путем комплексной господдержки газификации автотранспорта через систему стимулов (субсидий, таможенных льгот и т.п.) и ограничений (запрета въезда бензиновых авто на определенные территории, приоритета газовым машинам при госзакупках и т.д.).

«Программы стимулирования внедрения газомоторного топлива есть во многих странах, но особенный эффект наблюдается там, где население в основном небогатое и потребитель хочет получить более дешевый по совокупной стоимости обслуживания автомобиль, то есть работающий на газе, – поясняет исполнительный директор по проекту CNG (КПГ – компримированный природный газ) корпорации «Русские машины» Петр Золотарев. – Хороший опыт у Италии, где государство просто субсидирует приобретение нового газомоторного авто на сумму в размере 1,5-2 тыс. евро. В США же покупатель такой машины получает налоговый вычет при подаче декларации».

По мнению Золотарева, для России больше подходит вариант с субсидией, которая может составлять порядка 50 тыс. рублей для малого и среднего коммерческого транспорта. Также он полагает, что необходимо обнулять таможенные пошлины на детали и оборудование для производства автомобилей, работающих на газе.

Вложения и доходы

Объем средств, которые могут потребоваться на внедрение по всей России газомоторного топлива, Виктор Зубков оценивает в 241 млрд рублей. «Это, конечно, выделение средств в рамках инвестиционной программы «Газпрома», но еще и долговое финансирование, активное привлечение частных инвесторов через механизм структурированных сделок», – уточнил на встрече с президентом России глава ООО «Газпром газомоторное топливо».

Кстати, одним из инвесторов, который может активно вложиться в процесс строительства в Петербурге и в целом на Северо-Западе, может стать холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Об этом говорилось, в частности, в кулуарах III Петербургского международного газового форума, проходившего на прошлой неделе. Заинтересованность в развитии сети газозаправочных станций у «Базового элемента» действительно есть, поскольку входящая в холдинг Группа ГАЗ (через корпорацию «Русские машины») как раз выпускает и автобусы («ЛиАЗ», «ПАЗ»), и коммерческие автомобили («ГАЗ»), имеющие газовые двигатели.

В случае запуска федеральной и региональной программ, ориентированных на поддержку внедрения газомоторного топлива, у ГАЗа появляются хорошие перспективы занять лидирующее положение по поставкам своих авто. Прежде всего могут вырасти поставки городских автобусов, приобретаемых на конкурсах, поскольку по соотношению «цена – качество» у ЛиАЗа и ПАЗа преимуществ, конечно, больше, чем у иностранных поставщиков. Правда, в Петербурге и Ленобласти конкуренцию «Русским машинам» может составить местный автозавод «Скания-Питер», также выпускающий городские автобусы (на 25-50 пассажиров).

Однако «Русские машины» могут получить преимущества еще и от сотрудничества с поставщиками газомоторного топлива. С «Газпромом» переговоры об этом идут, а вот с «Роснефтью» договор о сотрудничестве подписан в апреле 2013 года. В рамках сотрудничества НК «Роснефть» проработает возможность размещения газовых заправочных модулей на собственных заправочных станциях и обеспечения подключения модулей к газопроводам (поставка природного газа). «Русские машины», в свою очередь, планируют разработать технические решения по присоединению газовых заправочных модулей к инфраструктуре «Роснефти» и реализовать программу обеспечения отечественных автопарков транспортом, работающим на газовом топливе. И одним из регионов, где сотрудничество будет развиваться, названа Ленинградская область.

После того как сеть газовых заправок охватит всю территорию города и области, количество частных покупателей автомобилей «ГАЗ» также возрастет во много раз.

Кстати, к 2050 году Евросоюз планирует перевести весь транспорт в городах на альтернативное топливо, и если Петербург сможет к 2020-му развить сеть газовых заправок, то вполне впишется в имидж прогрессивного европейского города.

Санкт-Петербург

Мировой опыт стимулирования рынка газомоторного топлива
Относительное содержание токсичных компонентов в отработанных газах
Парк автомобилей на газе, тыс. ед.
Парк автобусов СПб насчитывает 14,8 тыс. машин, из них:
Потенциал использования природного газа на транспорте Санкт-Петербурга

Новости партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №20 (617) 20 мая 2013
    Городской транспорт
    Содержание:
    Дана команда: заправиться!

    Запуск региональной программы по созданию широкой сети заправок газомоторным топливом существенно изменит расклад сил на рынке поставок автобусов для госнужд, но и у частных автотранспортных предприятий появится стимул активнее переходить на газ

    Реклама