Премиум-рост на фоне спада

Русский бизнес
Москва, 11.11.2013
«Эксперт Северо-Запад» №45 (642)
Падение доходов населения России, по мнению экспертов, не сильно затронет премиальный сегмент продовольственных сетей Петербурга. Напротив, в городе продолжают развиваться сети сегмента «премиум». В частности, открываются новые магазины петербургской сети «Лэнд» и ожидается расширение московской сети «Азбука вкуса»

Фото: архив «Эксперт С-З»

В конце октября открылся девятый магазин сети «Лэнд» – стоимость проекта составила 1,8 млн евро. В планах компании – открытие еще одной точки до конца 2013 года и выход на годовой оборот 3,19 млрд рублей (без НДС). К 2015-му сеть хочет увеличить количество магазинов в Петербурге до 15-18 точек, сделав упор на южные районы города. Также «Лэнд» собирается увеличивать свою долю на рынке за счет развития франчайзинговых проектов в других регионах России. В Сочи уже есть магазин «Ле Паради», в Барнауле и Сургуте планируется открытие еще двух – под маркой «ЛеЛэнд». Еще одно направление – интернет-торговля. Пока доля продаж составляет всего 1% оборота, в ближайших планах – удвоить цифру.

Для достижения цели «Лэнд» сейчас увеличивает ассортимент, прежде всего – за счет импорта, производства товаров под собственной маркой и закупки так называемых экологичных продуктов в фермерских хозяйствах Северо-Запада. Планируется, что 50% ассортимента составят продукты под собственной маркой. «Мы развиваем собственную торговую марку – ее доля составляет 5% всего ассортимента, – говорит генеральный директор сети “Лэнд” Илья Штром. – Чтобы найти качественные продукты, пришлось перевернуть всю Ленобласть и Северо-Запад».

Премиум-потребление «Премиум» – условное понятие, которое в Европе не используется: по ассортименту товаров такие магазины на Западе назывались бы Biomarket. Все же, по мнению Ильи Штрома, «премиум» означает хороший сервис, широкий ассортимент и качество продукции, а цена – не главное.

По мнению аналитиков ритейла агентства INFOLine, потребители во всех сегментах испытывают недостаток качественной продукции. Однако в борьбу за потребителя активнее остальных включаются ритейлеры премиум-сегмента.

Например, «Лэнд» первым в Петербурге собирается оборудовать магазины кассами самообслуживания. «Такие кассы могут сократить время оплаты на 30-50%, а покупательский поток увеличится на 2-4%», – отмечает заместитель генерального директора сети «Лэнд» Олеся Железогло. Стоимость такой кассы  – 1,3 млн рублей – в три раза больше обычной, но за счет экономии на кассире затраты должны окупиться за год. Хотя на деле это больше имиджевый ход, поскольку для такой кассы нужны консультанты и дополнительные охранники.

При этом, по словам Олеси Железогло,  на рынке премиум-сетей ужесточилась конкуренция со стороны «Азбуки вкуса». Сейчас в Петербурге работают 3 магазина сети, в ближайшие 4 года планируется открыть до 15 супермаркетов. Помимо «Азбуки вкуса»  к премиум-сегменту по умолчанию относят и финские сети Super Siwa и Prizma. Кроме них в Петербурге нет премиум-ритейлеров. 

Сети на особицу

Считается, что Петербург перенасыщен торговыми сетями, поскольку 90% всех ритейлеров в непремиальных сегментах – это сетевые проекты. «У нас аномально высокая концентрация гипермаркетов, чего нет в других городах, – говорит генеральный директор компании INFOLine Иван Федяков. – Они вытесняют так называемые несетевые магазины “у дома”, и получается, что гипермаркет становится магазином шаговой доступности». Одна из причин – плохое регулирование торговли со стороны властей. При этом сети, особенно эконом-класса, не удовлетворяют потребителя качеством продукции и сервисом, полагает он.

В 2013 году рост товарооборота в продовольственном сегменте замедлился до 1,8% (в 2012-м – 6,3%). Но по мнению экспертов, это коснулось в первую очередь дискаунтеров. Доля покупателей, совершающих низкобюджетные приобретения, – более половины населения России. Вместе с тем, полагает Иван Федяков, эта проблема не должна коснуться премиум-сетей.

Санкт-Петербург

Справка

За девять месяцев 2013 года выручка «Лэнда» составила 2,17 млрд рублей без НДС, EBITDA – 7-8%. За весь 2012-й выручка составила 2,5 млрд рублей. Средний чек в сети супермаркетов «Лэнд» – 0,5-1,5 тыс. рублей в зависимости от магазина. С открытием десятого магазина площадь всей сети составит 9,6 тыс. кв. м. Стоимость открытия одного супермаркета «Лэнд» – 1,3-1,8 млн евро в зависимости от формата, так как площадь магазинов варьируется от 210 кв. м до 1,6 тыс. Оборот рынка всего продовольственного ритейла в Петербурге – 11 млрд долларов, из них 0,4 млрд приходится на премиум-магазины.

У партнеров

    Реклама