По законам природы и экономии

Мнение недели
Москва, 19.05.2014
«Эксперт Северо-Запад» №21 (668)
Цветоводческие предприятия Санкт­-Петербурга готовы помочь городу сэкономить бюджет на озеленение. В ответ они просят прозрачности и унификации конкурсных процедур, своевременности их проведения

Вряд ли кто-нибудь возьмется спорить, что озеленение улиц и парков Санкт-Петербурга является неотъемлемой частью архитектурного убранства города, важным элементом концепции его экологического развития.

Однако сегодня ситуация идет вразрез с этой аксиомой. Бюджет на озеленение вот уже на протяжении трех лет неуклонно снижается – с 2,2 млрд рублей в 2012 году до 1,9 млрд в 2014-м. Система конкурсных закупок сломала проверенный временем механизм взаимодействия между участниками процесса городского озеленения – растениеводческими предприятиями, садово-парковыми хозяйствами (СПХ) и Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ).

Цель городских властей понятна: добиться максимальной экономии бюджета. И такая политика уже позволила достичь желаемого результата, в том числе и с помощью снижения цен на посадочный материал: цветочная рассада в 2014 году досталась городу в среднем на 10-15% дешевле, чем в 2013-м.

Но давайте рассмотрим ситуацию с точки зрения других ее участников. Рынок этот узкий. Работают на нем производители из Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей. Это четыре крупных и около 20 мелких компаний. Живут они не только по экономическим законам, но и по агрономическим.

Решение о том, какие виды и сорта растений выращивать к следующему сезону, принимается в октябре-ноябре предыдущего года, семена заказываются в Голландии и Германии. В декабре-январе ведутся посадки. СПХ получают рассаду в мае-июне.

До 2012 года производители, СПХ и КБДХ координировали свои действия осенью, благодаря чему закупались семена именно тех сортов, которые ландшафтные архитекторы хотели видеть на городских клумбах и газонах.

В январе 2012 года вступил в силу федеральный закон №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регламентирующий организацию конкурсов СПХ и городскими парками. И началась лотерея: угадают или нет производители желание заказчика – СПХ – по культурам, сортам и объемам? Хотя в сезон 2013 года переход городских озеленителей на контрактную систему так и не произошел.

Угадать удалось, но не совсем: для городского озеленения закупается около 30 видов цветочной рассады, внутри каждого из которых – от 5 до 20 сортов. Не помогли знание конъюнктуры и накопленная статистика городских потребностей, а также коэффициент прочности 1:3 – чтобы расширить ассортимент, рассады было выращено в три раза больше, чем обычно закупает город.

В такой ситуации оказались практически все цветоводы, работающие с горзаказом. Все так или иначе снизили свою маржинальность, списывая выращенную, но не востребованную городом рассаду, которую не удалось реализовать через другие каналы сбыта, и закупая полуфабрикаты (посадочный материал высокой степени готовности), чтобы обеспечить город цветами именно тех сортов, которые были ему нужны.

В 2014 году цветоводы снова только весной узнали, какие сорта рассады готов покупать город, а также о сократившихся объемах ее закупки – с 9,6 млн штук в 2013 году до 6,3 млн в 2014-м. Основные конкурсы проводились в марте-апреле 2014 года, когда большая часть семян была посажена.

Возник объемный документооборот, значительно ужесточились требования по приемке продукции, увеличились отсрочки платежей. При этом у каждой структуры – районного СПХ или парка (а их в городе 23) – свои правила.

Внятным является только стоимостный критерий оценки конкурсных заявок, обеспечивающий 60% победы: квалификационный (40%) весьма субъективен. Пример из собственной практики: ГК «Пулковские цветы» проиграла конкурс СПХ Соснового Бора местному производителю, так как по квалификации уступила один балл, хотя предложила цену контракта на 1 млн рублей меньше.

Остается надеяться, что новички горпоставок адекватно оценивают соответствие сортового наполнения своего ассортимента конкурсной спецификации, успешно справятся с пиком отгрузок, который приходится на конец мая и нуждается в четко выстроенной системе логистики, а также без рекламаций переживут приемку работ по озеленению улиц и скверов Центром комплексного благоустройства.

Хотелось бы предложить городским структурам учесть проблемы первого конкурсного года: проводить конкурсы своевременно, в соответствии с законами природы, унифицировать процедуры и требования, сделать прозрачными критерии. На мой взгляд, учитывая региональную направленность рынка, стабильный состав его операторов, имеет смысл проводить конкурсы по упрощенной схеме запроса котировок или электронного аукциона.

Судя по общим экономическим тенденциям, нас ожидает курс на дальнейшую экономию на озеленении. Если разумно подойти к вопросу, работая в тесном сотрудничестве с цветоводческими компаниями, то сэкономить можно без ущерба для городского ландшафта. Например, заменить дорогие виды и сорта рассады на более дешевые, отказаться от высадки на клумбы дорогостоящих тюльпанов, цветение которых одномоментно, принять другие подобные меры.           

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№21 (668) 19 мая 2014
ПМЭФ
Содержание:
Университет участвует в новой индустриализации

Игорь Максимцев, ректор Санкт­-Петербургского государственного экономического университета:

Международный бизнес
Реклама