Страхование – дело геополитическое

Русский бизнес
Москва, 19.05.2014
«Эксперт Северо-Запад» №21 (668)
Алексей Кузнецов: «Если вы умеете хорошо делать что-­то одно, стоит делать именно это, и все лучше и лучше»

Темпы роста страхового рынка заметно замедляются. Страховые продукты, всего несколько лет назад давшие толчок для развития рынка, становятся менее интересны для страховщиков и даже приносят убытки. Однако им на смену приходят новые виды – в большинстве случаев обязательные. Насколько интересны страховым компаниям новые виды страхования и способны ли они вывести страховой рынок на новый уровень, «Эксперт С-З» расспросил генерального директора ЗАО «СК “Капитал-полис”» Алексея Кузнецова.

– Темпы прироста страхового рынка снижаются. Какими причинами это вызвано, на ваш взгляд? Можно ли говорить о стагнации?

– Действительно, темпы прироста рынка несколько снижаются, но я думаю, это не критично. Такая ситуация связана с тем, что после кризиса был провал, затем рынок стал расти достаточно активно. Например, если говорить о добровольных видах страхования, то по России в 2012 году рынок вырос на 19%, а в 2013-м – на 13%. Интересно, что в Петербурге, согласно тем данным, какими я располагаю, – в 2012 году рынок вырос на 18%, а в 2013-м – на 31%. И вот возникает вопрос: есть стагнация или нет?

Если в Петербурге по каско рост рынка слегка упал (был 17% – стал 10%), то по ДМС – вырос (был 12% – стал 16%), по имущественному страхованию – тоже (был 7% – стал 17%). Ввиду разнонаправленных тенденций говорить однозначно о том, что рынок стагнирует, замедляет темпы роста, я пока не готов. Но определенно темпы роста рынка будут падать, и скорее всего, в этом году рынок подрастет меньше, чем в прошлом. Ничего удивительного в этом нет. Сегодня из всех СМИ идет информация о том, что темпы прироста ВВП снижаются, нас ожидает кризис в России, санкции давят и т.д. Все это в том числе влияет на сознание потребителя.

Набор драйверов

– Есть ли способы оживить рынок?

– На мой взгляд, есть: нужно просто предлагать потребителю качественный  продукт. А вот оживлять рынок за счет демпинга и прочего – недопустимо, я категорически против этого. В конечном счете это путь в никуда.

– Основным двигателем рынка в СЗФО по итогам 2013 года признано страхование жизни. Еще недавно драйвером выступало автострахование. Почему оно отдает пальму первенства?

– Я не думаю, что это так в действительности. Дело в том, что в первую очередь речь идет о кредитном страховании жизни, то есть страховании жизни при получении кредитов. Страхование жизни «классическое» растет, но не такими существенными темпами. Я думаю, назвать это страхование драйвером было бы преувеличением. Структура портфеля такова, что страхование жизни составляет 2,4% всего портфеля, например, каско – 42,5%. Поэтому сказать, что каско отдает пальму первенства, преждевременно, хотя на самом деле все страховое сообщество мечтает, чтобы страхование жизни начало расти как можно быстрее.

– На рынке появляются новые виды страхования. Например, страхование опасных объектов, банковское, страхование рисков дольщиков. Какие виды страхования из вновь появившихся вы бы отнесли к перспективным?

– Страхование опасных объектов – это обязательное страхование, страхование рисков дольщиков – вмененное. Также можно назвать страхование ответственности пассажироперевозчиков, то есть фактически речь идет об обязательных видах страхования. Понятно, что любой вид обязательного страхования является перспективным.

Что касается банкострахования, где банк является каналом продаж в случае, когда человек получает кредит в банке и через банк оформляет страховку на залог имущества, либо на кредитное страхование жизни, это, безусловно, перспективное направление.

– Какие виды страхования, на ваш взгляд, способны сегодня дать толчок рынку?

– По-прежнему нельзя сбрасывать со счетов такие локомотивы роста, как каско, доля которого сегодня по Петербургу составляет 42%, и ДМС с долей 15%. Могу сказать, что в структуре всего портфеля по Петербургу эти два вида страхования занимают 57,6%, а по России – 36,2%. Конечно, в Санкт-Петербурге страховые компании по-прежнему будут концентрироваться на этих двух видах страхования. Кстати, хочу отметить, что доля ОСАГО по Петербургу составляет 13,5% – сборы меньше, чем по ДМС.

Особенности рынка

– Какие виды сегодня убыточны для страховщиков?

– Могу сказать, что тут ничего нового не происходит, по-прежнему высока убыточность в первую очередь по ОСАГО, во вторую очередь – по каско, затем следует ДМС. В общем и целом эти виды страхования и предполагают довольно высокую убыточность.

– В последнее время заметно менялся расклад сил среди игроков. Возможен ли в ближайшее время уход с рынка очередных компаний? Поглощения?

– Уход компаний с рынка был, есть и будет. Это естественный, нормальный процесс развития и совершенствования любого рынка, в том числе страхового. Согласно новым поправкам к закону о страховом деле РФ, фокус надзора и регулирования переносится с контро- ля над получением лицензий на конкретные виды страхования и страховые продукты на строгое исполнение и соблюдение страховыми компаниями финансовых нормативов. Что это означает? Это означает, что сегодня лицензия будет выдаваться только на три основных вида страховой деятельности: страхование жизни, личное страхование и имущественное страхование. Ну и кроме того, на обязательные виды страхования будет выдаваться отдельная лицензия. Таким образом, внутри этих видов страховой деятельности виды страхования, которые раньше лицензировались, теперь не предполагают лицензирования – предполагается возможность создавать новые продукты в рамках лицензии в уведомительном порядке.

Законодатель как бы говорит: если вы, страховщики, выполняете все свои финансовые обязательства, соблюдаете все нормативы, создавайте новые продукты, предлагайте их рынку, работайте. Но остается вопрос: что для страховщика окажется сложнее? Будущее покажет. Но то, что с рынка будут постепенно уходить компании, – это факт, в том числе будут и поглощения, хотя до момента, когда это приобретет массовый характер, нам еще нужно дожить. А это произойдет, когда в соответствии с требованиями ВТО иностранные компании смогут открывать собственные филиалы в России, не создавая дочерние компании. Самый простой путь выхода на российский рынок – покупка действующих компаний и превращение их в свои филиалы.

Стратегия и геополитика

– Какие виды страхования занимают в вашем портфеле большие доли?

– В нашем портфеле наибольшую долю занимают ДМС и каско – в принципе, то, что является главным в портфеле всех страховых компаний. Так сложилось исторически, так как изначально страховая компания «Капитал-полис» специализировалась на медицинском страховании, которое в нашем портфеле занимает почти 75%. А 13% портфеля занимает каско. Это направление мы довольно активно развиваем, причем стремимся это делать энергично, но осторожно, чтобы убыточность не зашкаливала. На сегодняшний день у нас сбалансированный портфель и очень хорошие, интересные продукты, и рост страховых премий это подтверждает.

– Нужно ли в сегодняшних условиях страховщику работать на нескольких направлениях или выгоднее сосредоточиться на одном?

– Здесь все зависит от стратегии, выбранной страховой компанией, и от ее геополитического положения. Я хотел сказать географического, но потом решил сказать геополитического, потому что иногда и политика влияет на деятельность страховых компаний. Если вы федеральная компания и работаете на территории всей страны, то, скорее всего, вашей стратегией должна  быть универсализация, то есть предложение максимального спектра страховых услуг. Если вы региональная компания, то в большей степени ваша стратегия – специализация. Это может быть специализация на широком спектре страховых продуктов либо на узком спектре страховых продуктов, но в конкретном регионе. Здесь универсальных рецептов нет. Если вы умеете хорошо делать что-то одно, стоит делать именно это, и все лучше и лучше.

– Какие виды вы считаете приоритетными для вашей компании на ближайший год?

– ДМС, каско, страхование грузов – это основные направления, три наших локомотива. В этих видах страхования мы предлагаем хороший, качественный конкурентоспособный продукт, который завоевал своего потребителя в случае с ДМС и страхованием грузов, а в случае с каско продолжает его завоевывать.       

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№21 (668) 19 мая 2014
ПМЭФ
Содержание:
Университет участвует в новой индустриализации

Игорь Максимцев, ректор Санкт­-Петербургского государственного экономического университета:

Международный бизнес
Реклама