Рынок в домашних условиях

Тема недели
Москва, 06.04.2015
«Эксперт Северо-Запад» №15 (702)
В новых условиях перед ретейлерами особенно остро стоит вопрос выбора эффективной модели работы. Активно развиваются новые форматы торговых центров «у дома», предназначенные обеспечить всем необходимым покупателя в пяти минутах ходьбы, а также дать возможность выхода на рынок индивидуальным предпринимателям, не потянувшим по стоимости более крупные площадки

«Районные ТЦ малых форматов в зонах развивающейся жилой застройки станут самым востребованным продуктом в ближайшее время», – констатирует начальник департамента торговых площадей компании Jones Lang LaSalle Татьяна Ключинская. Такие комплексы направлены на удовлетворение повседневного спроса жителей жилого района, основной якорный арендатор и генератор покупательских потоков таких объектов – это продуктовый магазин, который для других ретейлеров, потенциальных арендаторов таких ТЦ, является решающим фактором при принятии решения о размещении своей точки.

По итогам исследования, проведенного группой компаний «БестЪ», на данный момент на рынке Санкт-Петербурга средняя площадь торговых центров формата «у дома» составляет от 5 до 25 тыс. кв. м. Общий объем площадей подобных объектов в городе – 1,5 млн кв. м, арендопригодная площадь достигает 900 тыс. кв. м. Такие торговые центры ежедневно совокупно обслуживают более 1 млн человек, а их общий ежемесячный оборот порядка 12 млрд рублей. При формировании грамотной концепции и подбора арендаторов ТЦ формата «у дома» может приносить доход в размере порядка 17 тыс. рублей в год с каждого квадратного метра при инвестициях в строительство 65-70 тыс. рублей в 1 кв. м. Основная зона обслуживания таких торговых центров – 5-10 минут пешеходной доступности. По словам руководителя направления торговой недвижимости «БестЪ» Станислава Ступникова, доля ТЦ формата «у дома» составляет порядка 12%, отток арендаторов из этих торговых центров ниже, чем в крупных проектах. Это объясняется тем, что в малоформатных комплексах работает много индивидуальных предпринимателей, которые развиваются, как правило, за счет собственных средств, а не кредитных и показывают себя наиболее устойчивыми к кризису. Таким людям очень сложно развиваться в таких торговых центрах, как «Галерея», «Стокманн», в том числе и за счет стоимости аренды.

Якорными арендаторами в таких торговых центрах выступают: продуктовый ретейл, магазин детских товаров, фитнес, реже бытовая техника, кинотеатры и развлекательные центры. Торговая галерея чаще всего формируется из товаров повседневного спроса и общепита, а средняя продолжительность пребывания в небольших ТК в среднем 1-1,5 часа.

Стандартным и наиболее эффективным набором арендаторов для таких торговых площадок, как правило, является следующее соотношение: 30% – супермаркет, 20 – магазины одежды, обуви, аксессуаров; 15 – товары и услуги для детей, 10 – бытовые услуги, 10 – товары для дома и интерьера, 10 – общепит, 3 – товары для животных и 2% – аптеки. Что касается развлекательной составляющей и фуд-корта, в данном формате стандартные концепции развлекательных зон или ресторанных форматов в таких ТК себя не оправдывают. По словам партнера ItalyGroup Андрея Перцева, ресторанная концепция даже в крупных ТЦ сейчас практически не работает, не говоря уже о более мелких форматах, для которых самым оптимальным становится доступный и качественный фастфуд.

В рамках мероприятия BestBreakfast на тему «Торговые центры формата «у дома»: возможности для ретейлеров и инвесторов», организованного ГК "БестЪ" и Duvernoix Legal, эксперты рынка обсудили  специфику арендных отношений, которая выражается в снижении арендных ставок для потокообразующих арендаторов на определенный период, переходе на ставки из расчета фикс плюс процент от оборота арендатора, индивидуальной индексации при расчете арендной ставки. По словам Алексея Фурсова, президента холдинга «Евразия», в текущей ситуации для успешной и эффективной работы, прежде всего, важна адекватность собственников. И это не всегда касается только расчета арендных ставок. Как отмечают собственники таких ТЦ, в текущей ситуации умение договориться между арендаторами и арендодателями – единственный способ выживания и экономической успешности обеих сторон. Как оценивает ситуацию Татьяна Ключинская, к концу 2014 года тенденция пересмотра условий аренды стала неотъемлемой частью рынка торговых центров. «В каждом случае ретейлеры и девелоперы индивидуально договариваются о новых условиях работы, сроки индивидуальных договоренностей варьируются от 1 месяца до 1 года и мы видим тенденцию увеличение вклада девелоперов в отделку помещений».

Подстраиваясь под новые потребности покупателя, рынок движется в новом направлении и переключает торговые потоки «на места». По всей видимости, открывшаяся ниша для мелких предпринимателей даст толчок развитию малого бизнеса, и, поднявшись за счет ТЦ «у дома» коммерсанты смогут двигаться в крупные форматы.

Санкт-Петербург

Доля торговых центров формата «у дома» на рынке
Стандартный состав арендаторов торговых центров формата «у дома»

У партнеров

    Реклама