Отвечать за качество

Русский бизнес
Москва, 07.12.2015
«Эксперт Северо-Запад» №50-51 (721)
В России взят курс на поддержание положительной инвестиционной динамики в топливно-энергетическом комплексе. Одной из приоритетных задач в развитии отрасли по-прежнему остается борьба с торговлей фальсифицированным топливом. Его оборот наносит ущерб компаниям, которые затрачивают значительные средства на модернизацию технологического оборудования

Правительство планирует ужесточить требования к производителям нефтепродуктов. Поэтому на повестке дня у нефтяных компаний не только реконструкция НПЗ для перехода на топливо пятого экологического класса, но и выстраивание эффективных систем контроля качества.

На новый уровень

Полный переход на топливо пятого экологического класса, запланированный на 1 января 2016 года на всей территории Российской Федерации, отложили на полгода. Главной причиной в Минэнерго назвали снижение рисков возможного дефицита топлива на внутреннем рынке.

Ориентация на новый стандарт качества топлива в первую очередь означает необходимость модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, реконструкцию и строительство установок. Так, по оценке Правительства России, в целом нефтеперерабатывающая отрасль демонстрирует хорошие темпы обновления технической базы. За период 2011-2014 годов нефтяные компании инвестировали в модернизацию НПЗ 823 млрд рублей. В этом году на эти цели запланировано 214 млрд. Внедрение новых технологий на производствах заметно ускорило выполнение ряда четырехсторонних соглашений, подписанных в 2011 году между нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором и Росстандартом. Тогда компании обязались к 2015 году модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы, чтобы перейти на производство более качественных видов нефтепродуктов. Сейчас срок окончания модернизации перенесли на 2020 год, но темпы обновлений в отрасли правительство оценивает как вполне хорошие.

«В целом наша отрасль, исходя из тех планов, которые есть и которые сегодня перед собой поставили компании в качестве задач четырехсторонних соглашений, готова в 2016 году обеспечить потребности внутреннего рынка в объеме прогнозного потребления бензина, это 35,5 млн тонн», – сообщил в октябре на совещании о модернизации нефтеперерабатывающих производств министр энергетики Российской Федерации Александр Новак. По его мнению, чтобы стимулировать компании завершить модернизацию и перейти на новый стандарт, необходимо дифференцировать акцизы на четвертый и пятый классы. Разница в 3,5 тыс. рублей ускорит переход на «Евро-5».

Тем не менее, несмотря на объявленный перенос сроков, многие вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) уже полностью перешли на выпуск топлива стандарта «Евро-5»: только в 2014 году инвестиции нефтяных гигантов в переоснащение производств достигли рекордных 290 млрд рублей. Уже в середине 2015 года доля топлива пятого класса на рынке составляла около 80%. Одной из первых модернизацию провела компания «Газпром нефть» на Омском и Московском НПЗ. Последний, к слову, приступил к выпуску моторного топлива стандарта «Евро-5» еще в июле 2013 года.

Работать над качеством

Однако весь положительный экологический эффект от перехода на «Евро-5» нивелируется, по мнению экспертов, реализацией контрафактных нефтепродуктов. При этом ухудшение экологии далеко не единственное следствие широкого оборота некачественного топлива. Так, по оценкам Минфина, из-за недополученных топливных акцизов бюджет теряет до 20 млрд рублей в год.

В конце апреля президент России Владимир Путин после совещания с членами Кабинета министров дал поручение Генеральной прокуратуре РФ проверить качество топлива по всей стране: на автозаправочных станциях, НПЗ, нефтебазах и нефтехранилищах. В середине октября стали известны первые промежуточные результаты этих мероприятий. Данные по проверкам НПЗ, нефтебаз и нефтехранилищ пока не представлены. Но проверка 3251 АЗС показала, что 43% автозаправочных станций в той или иной степени не соответствуют установленным требованиям. Северо-Западный округ, по словам главы Росстандарта Алексея Абрамова, в числе антилидеров – доля выявленных нарушений среди АЗС здесь на уровне 49%. В целом 21% моторного топлива, реализуемого на рынке, не соответствует установленным требованиям по физико-химическим свойствам. «В условиях жесточайшей конкуренции на рынке предложение суррогатного товара, производимого из дешевых компонентов с использованием октаноповышающих добавок, оказывается востребованным», – говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Если владелец АЗС идет сознательно на противоправные действия, торгуя топливом, не соответствующим обязательным требованиям безопасности, заложенным в Техническом регламенте, его надо жестко контролировать и наказывать по всей строгости, считает эксперт. Но зачастую владелец автозаправки даже не подозревает, что на его объект завезено топливо с низкими характеристиками. «По документам все в порядке, а подлог совершается либо на нефтебазе, либо в процессе перевозки: 7% обнаруженных нарушений на АЗС нефтяных компаний связано именно с такой проблемой. А с небольшими независимыми сетями производители суррогатного топлива чувствуют себя еще более свободно. Конечно, контролировать автозаправочные станции проще, но без организации контроля производства, хранения и транспортировки бороться с суррогатом невозможно», – рассуждает Евгений Аркуша. У крупных ВИНК проблемы с качеством топлива встречаются редко благодаря многоступенчатому контролю качества. Как это реализовано на практике, можно рассмотреть на примере компании «Газпром нефть». «В компании действует строгая многоступенчатая система контроля качества. Достоверность данных о реализуемом топливе – один из важнейших активов «Газпром нефти».

В прошлом году в компании было создано специализированное предприятие «Газпромнефть-Лаборатория», основная функция которого – повышение эффективности контроля качества топлива. 41 испытательная, метрологическая и электротехническая лаборатория обеспечивают аудит по всей товаропроводящей сети», – рассказывает начальник управления качества нефтепродуктов и метрологического обеспечения «Газпром нефти» Виктор Чуяков. По его словам, широкий статистический анализ обеспечивает система мониторинга контроля качества нефтепродуктов. В третьем квартале 2015 года количество проанализированных проб составило 32,6 тыс., число проведенных испытаний достигло 139 тыс. (соответственно, на 81 и 76% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года). Суммарно за девять месяцев 2015 года было отобрано более 85 тыс. проб нефтепродуктов.

Необоснованные риски

В условиях экономического спада бизнес стремится сэкономить и готов заправляться некачественным топливом. При этом крупные оптовые и корпоративные покупатели нефтепродуктов пренебрегают рисками для дорогой импортной техники. Так, технические специалисты транспортных компаний отмечают, что огромное количество неполадок в двигателях возникает изза использования топлива, не соответствующего сезону. Особенно это актуально в холодное время года, когда под видом зимнего дизтоплива недобросовестные игроки рынка продолжают продавать летнее. К махинациям относятся и с лучаи его разбавления бензином или керосином: такое «псевдотопливо» лишено смазывающих свойств, что приводит к ускоренному износу топливной системы транспорта. Затраты на ремонт существенно превышают экономию при заправке «народный дизелем». Дизельное топливо содержит тяжелые углеводы, которые при более низких температурах кристаллизуются и выпадают в виде парафиновых хлопьев. В мороз топливо мутнеет, его вязкость увеличивается, оно перестает проходить через фильтры и окончательно застывает. Поэтому поздней осенью и зимой особенно важно использовать качественное топливо, предназначенное для работы в морозы.

Для зимнего и арктического дизельного топлива разработаны особые требования к низкотемпературным свойствам (техусловия отображены в ГОСТе 325112013 и ГОСТе Р 55475-2013). По словам экспертов «Газпром нефти», компания успешно применяет технологию производства зимнего дизельного топлива из летнего через трансформацию высокоплавких нормальных парафинов. Это сложный высокотехнологичный процесс, который невозможно воспроизвести кустарным способом. Полученное дизтопливо обладает улучшенными эксплуатационными свойствами: температура его застывания понижается, а предельная температура фильтруемости арктического ДТ достигает -52 ºС. Кроме того, процедура депарафинизации позволяет использовать более тяжелые или более высокопарафинистые сорта нефти при производстве зимнего дизельного топлива. Проектная мощность специально модернизированной установки на Омском НПЗ «Газпром нефти» составляет 1,2 млн тонн ежегодно.

Чтобы улучшить ситуацию с качеством топлива в стране, следует внедрять передовой опыт лидеров отрасли в сфере технологий и систем контроля качества, считают эксперты. При этом необходимо ввести акцизы на средние дистилляты и усилить контроль со стороны государства за соблюдением технических характеристик реализуемых нефтепродуктов. Только при комплексном подходе можно рассчитывать на положительные изменения в российской топливной конъюнктуре.

Санкт-Петербург

Качество в тренде

 023.jpg
Валерий Ледовских, директор Центрального филиала «Газпромнефть- Региональных продаж»:

– Наше предприятие занимается оптовой реализацией нефтепродуктов в Северо-Западном, Центральном, Поволжском округах и Краснодарском крае. В СЗФО активно сотрудничаем с крупнейшими строительными и промышленными компаниями, сетями АЗС, в том числе международных операторов, которые предъявляют строжайшие требования к стандартам качества. Со своей стороны мы гарантируем, что поставляемые нефтепродукты соответствуют всем критериям. С 15 ноября приступили к реализации зимнего дизельного топлива. По новому стандарту, утвержденному в компании в июне 2015 года, дизельное топливо в каждом пункте перевалки и хранения дополнительно тестируется при резких понижениях температуры, что особенно важно в холодное время года. В целом в этом году мы видим возрастающий спрос на качественный зимний дизель и планируем реализовать внешним клиентам 112,6 тыс. тонн, что на 25% превышает показатели 2014 года.

Новости партнеров

Реклама