Диктаторы начинают с первой цифры

Культура
Москва, 12.07.2007
«Русский репортер» №8 (8)
«Знаете, чего мне хочется, господа? — поинтересовался Караян. — Обвязать вас всех веревкой, облить бензином и поджечь». Наступила жуткая тишина, наконец, один из музыкантов пискнул: «Но тогда вы нас лишитесь». «Ах да, — ответил Караян. — Об этом я как-то забыл»

Британский музыковед Норман Лебрехт, главный скандалист в мире академической музыки, прославился вышедшей несколько лет назад книгой «Кто убил классическую музыку?», в которой беспощадно критиковал большой симфонический бизнес. В этом году в издательстве «Клас­сика-XXI» вышел русский перевод другой его книги  — «Маэстро Миф. Великие дирижеры в схват­ке за власть».

  Фото: Илья Базарский/Art Pictures Group; Архив пресс-службы
Фото: Илья Базарский/Art Pictures Group; Архив пресс-службы

Лебрехт сумел описать неприкасаемых кумиров музыкальной элиты как поп-звезд и героев своего времени. И сравнение Стоковского с генералом Первой мировой, а Караяна с Гитлером выглядят у него вполне закономерно. «Маэстро Миф» изобилует фактами, цифрами и цитатами, но это ни в коем случае не искусствоведческая работа. Азарт исследователя и темперамент публициста позволяют Лебрехту показать, что звездный статус достигается дирижерами благодаря амбициям, неукротимой жажде власти, алчности — а также благодаря неистребимому желанию любителей прекрасного творить кумиров и корпоративным установкам журналистов. По сути дела, Лебрехт пишет о природе тоталитаризма, обнаруживая предмет для критики в самой неожиданной сфере. Дирижеры борются за власть и возможность манипулировать как музыкантами, так и вкусами — и мы ими восторгаемся! Все как в поп-музыке. Все как в жизни.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №8 (8) 12 июля 2007
    Спорт
    Содержание:
    Игра в открытую

    Редакционная статья

    От редактора
    Фотография
    Вехи
    Репортаж
    Портфолио
    Реклама