Как развлечь электорат

Актуально
Москва, 11.10.2007
«Русский репортер» №19 (19)
В Екатеринбурге открылась выставка предвыборных листовок. Это хорошая возможность для избирателей вспомнить старые обещания политиков перед тем как услышать новые

Константин Киселев — типичный ученый-политолог: с рыжей бородой, в очках, в клетчатой рубашке навыпуск. Он возглавляет Уральскую гильдию политических консультантов и вот уже который год помогает сильным мира сего попасть в политику. А образцы их предвыборных плакатов и листовок собирает для души, благо политическая жизнь Свердловской области дает обильный материал: в силу специфики местного законодательства выборы здесь проходят не раз в четыре года, а в два раза чаще.

Две сотни листовок на выставке — живая российская история. Многие из кандидатов давно уже канули в Лету, другие и по сей день на острие политической атаки. Самый старый экземпляр — напечатанная на пишущей машинке листовка местного обкома КПРФ, который в 1995 году призывал свердловчан голосовать против превращения жителей страны «в рабов американского империализма».

Обещать можно бездумно, а можно с умом. Вот, например, бизнесмен Олег Гусев, баллотировавшийся в 2003 году на пост мэра Екатеринбурга. «Увеличим бюджет города в два раза», — призывает он в своей листовке, и красноречивый график показывает, что удвоение казны случится уже к 2006 году. Гусев мэром не стал — проиграл уже в первом туре, но бюджет города действительно удвоился в указанный срок: экономисты подсказали кандидату, как дать обещание, которое исполнится в любом случае.

— Действующие власти очень любят обещать то, что и так должно являться нормой, — говорит Киселев. — Вот мэр города говорит с плаката: «Сделаем город чище!» Но ведь это и было его работой, почему же он не вычистил город вовремя? Самое смешное, что с 90-х риторика кандидатов почти не изменилась. Возьми программу кандидата в губернаторы Свердловской области 1995-го года, чуть подкорректируй — и готова предвыборная платформа почти любой партии на эти выборы.

Именно поэтому, говорят политологи, даже такие разные партии, как «Единая Россия» и КПРФ в 55–60% случаев голосуют в Думе консолидированно — ведь обещания у них такие похожие.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №19 (19) 11 октября 2007
    Занавес
    Содержание:
    Одежда для голого президента

    Редакционная статья

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Реклама