Как происходит процедура выбора человека года? Была ли по этому поводу дискуссия в редакции? Если да, каковы были аргументы сторон и какой из них стал решающим?
Мы начинаем с того, что запрашиваем предложения всех наших американских и иностранных корреспондентов. Мы учитываем мнение и наших читателей, которые голосуют в интернете. Затем редакторы обмениваются соображениями в многочисленных дискуссиях. Здесь нет объективных критериев. Но решающее слово за исполнительным редактором. Аргументы в пользу Путина вряд ли могут кого-либо удивить: он многое сделал для стабильности в стране, экономика стала сильнее, Россия стала играть гораздо большую роль в мире. И, наконец, он умудрился перенести свою власть даже за пределы двух президентских сроков. Аргументы против: Россия все еще не является силой мирового значения. Не политика Путина, а, скорее, цены на нефть объясняют ее экономические успехи. И сам Путин не такой сильный лидер, каким может казаться. Но решающий аргумент таков: он, вероятно, останется действующим первым лицом в стране и, кроме того, станет главным политическим долгожителем среди лидеров западных стран, ведь такие фигуры, как Блэр и Буш, уже ушли или вот-вот уйдут со сцены.
Редакция «Тайма» объясняет, что человек года — это не обязательно «хороший» человек, и напоминает, что Сталин тоже объявлялся человеком года, и даже два раза. Равно как и Горбачев. В какой ряд вы бы все-таки поставили Путина?
Путин в определенной степени уникален. Он не герой. Но он и не злодей. У него есть значительные успехи, но в то же время он обрушивается на свободы и на тех, кого считает врагами.
Вы считаете, что Путин останется лицом номер один в России, когда перестанет быть президентом? Не показалось ли вам после беседы с ним, что для него развитие политических институтов в России важнее, чем личная власть?
Да, я считаю, что он останется первым лицом в России. Когда он говорил с нами, он определенно ставил Россию выше своего собственного статуса. Но я действительно думаю, что он надеется сохранить власть.
Нас немного удивило, что, по вашему мнению, с чувством юмора у Путина существенно хуже, чем у Каспарова. Может быть, все дело в языковых и культурных различиях?
Я читал прошлые интервью Путина и заметил, что он действительно иногда пытается быть остроумным, но улыбка его — без веселости, это, скорее, сардоническая ухмылка. В разговоре с нами он не сделал ни единой попытки показаться веселым или приятным собеседником.
Вы признаете успехи России за последние 8 лет. Как вы полагаете, какая доля этих успехов — заслуга Путина, а какая — результат стечения обстоятельств и усилий людей, стремящихся жить лучше?
Я думаю, что успехи России последних нескольких лет — это частично везение (высокие цены на нефть и т. п.). Но Путин в своей политике с умом воспользовался удачей.
Хорошо или плохо для стабильности в мире то, что Россия жестко отстаивает свою позицию по Ирану, Косово и другим спорным вопросам мировой политики? Сильная Россия — это угроза или благо для США?
Я-то лично думаю, что для мира — и для США тоже — хорошо, когда Россия занимает сильную и ответственную позицию в международных делах, демонстрируя некоторым странам альтернативу американской политике.
Какие изменения в общественном мнении и во внешней политике США вы бы хотели увидеть после объявления Путина человеком года?
Выбор «Тайма» уже спровоцировал полемику о путинской России. Я надеюсь, что в результате американцы будут лучше информированы о России, но вовсе не питаю иллюзий, что США изменят свою внешнюю политику после нашей публикации.
Почему для обложки вашего журнала была выбрана именно эта фотография? Что читатель должен понять о Путине, глядя на это фото?
Фото на обложке должно было показать Путина с максимально близкого расстояния, чтобы дать представление о силе его личности.
Беседовал Виталий Лейбин