Чашу эту мимо пронеси

Актуально
Москва, 17.01.2008
«Русский репортер» №1 (31)
13 января, на Святки, в обычном екатеринбургском кафе собралась странная компания взрослых людей, не заказавших ни грамма спиртного. Встречу вел иерей Игорь Бачинин, председатель уральского братства «Трезвение». За столами — члены братства, горожане, обратившиеся

Вот те крест

Путь к здоровью ведет через несколько ступеней. На первой люди обращаются в христианскую веру и крестятся в православной церкви. Затем — специальные курсы под руководством священника, завершающиеся благословением на принятие обета трезвения. Кто-то «завязывает» на полгода, кто-то на год или на несколько лет. По окончании срока обета можно его повторить. Есть и такие, кто клянется отказаться от винопития на всю оставшуюся жизнь.

Традиция давать обет трезвости существует в России с XIX века. Есть даже церковный «праздник трезвости» — 11 сентября (29 августа по старому стилю), день усекновения главы Иоанна Предтечи: пророк, который сам никогда «не пил вина и сикера» (хмельной напиток типа пива или медовухи. — «РР»), погиб во время пира, устроенного правителем Галилеи Иродом Антипой.

— В дореволюционной России существовали тысячи обществ трезвости. Люди давали Богу обет, что не будут пить, курить и скверно­словить, — объяснял корреспонденту «РР» иерей Игорь Бачинин, — и делали это не столько в силу ка­ких-то вынужденных обстоятельств, а ради того, чтобы исполнить заповедь Божию. Господь, видя такое радение человека о богоугодной жизни, обязательно ему помогает.

В Екатеринбурге обет трезвости дают с 1998 года. Только в прошлом году это сделали 126 человек. А в обществе «Трезвение» сегодня состоят более 60 человек.

Здравствуй, трезвый Новый год!

В новогоднюю ночь в столице Урала люди снова торжественно обещали Богу бросить пить. Происходило это перед чудотворной иконой «Неупиваемая чаша» с молитвой к Божией Матери и святому Вонифатию. Этот римский гражданин смолоду очень любил выпить, да и с женщинами отношения у него были далеко не братские, но он искупил свои грехи: мученически погиб за Христа во время гонений. И теперь он считается покровителем всех решивших избавиться от пьянства. Святого Вонифатия чествуют в первый день Нового года.

Что касается иконы «Неупиваемая чаша», то, по преданию, явление этого образа произошло в 1878 году. Один отставной солдат, «одержимый страстью пьянства», пропился до нитки, но и обнищав продолжал пить, даже когда отнялись ноги. Однажды во сне ему явился старец и сказал: «Иди в город Серпухов, там в монастыре есть икона Божией Матери “Неупиваемая чаша”, отслужи перед ней молебен — и будешь здоров душой и телом». До монастыря солдат добрался, но о такой иконе там никто не знал. Потом, правда, вспомнили, что есть один образ Богородицы с изображением чаши. Оказалось, на обратной стороне его действительно написано «Неупиваемая чаша».

Сейчас икона хранится там же, в Серпухове, но с 9 декабря по 4 января ее привозили на Урал. И пока остальные соотечественники «поздравлялись», смешивая шампанское, водку и пиво, 55 екатеринбуржцев в храме Всех Святых Ново-Тихвинского женского монастыря давали обет трезвости. Каждому из них вручили грамоту — чтобы постоянно напоминать о данном богу зароке.

Христа ради

Скептики-атеисты наверняка найдут тут повод поиронизировать, но результат, как говорится, налицо. Вот что корреспондент «РР», сам большой скептик и не дурак выпить, услышал от членов братства «Трезвение» за безалкогольным святочным столом.

Анатолий Ежов, инженер:

— Обет — это единственный путь избавления от порока пьянства. Все другие способы помогают лишь ненадолго: человек, как правило, возвращается к употреб­лению алкоголя. Впервые я принял обет на семь лет, потом еще на пять и за все эти годы не выпил ни капли спиртного.

Сергей Новиков, автомеханик:

— Готовиться к обету надо долго. Лишь когда четко осознаешь, что избавиться от пьянства нужно и можно навсегда, даешь обет. Именно в этом кроется успех исцеления. Каждый год я снова даю обет трезвости. И теперь у меня все хорошо: я служу Богу, а Он помогает мне.

Юрий Шешегов, бывший сотрудник правоохранительных органов:

— Обет трезвости — это очень мощное средство даже по сравнению с медицинскими методами. Но дело не только в обете, а еще и в активном участии в жизни церкви: нужно искренне верить в Христа, молиться, исповедоваться, — только тогда обет помогает. Если же человек стоит на сугубо материалистических и рационалистических позициях, обет ему на пользу не пойдет.

Сергей Попов, сотрудник просветительского центра собора Святого Александра Невского:

— Я никогда не страдал от пьянства, но алкоголь употреблял. И тоже решил дать обет. У меня растут пятеро детей, и я не хочу, чтобы они видели, как их отец пьет, и брали с меня дурной пример. Посмотрите на детей в детском саду: они играют в праздники и, подражая взрослым, изображают, как те выпивают, кривляются, как пьяные. Это угроза нашему обществу. А обет дает результаты в 90% случаев. Помню, в нашей группе был мужчина 63 лет. Он курил с 13 лет и к тому времени, когда пришел в «Трезвение», выкуривал в день по четыре пачки папирос. Он был убежден, что уже никогда не бросит курить. Но произошло чудо: он дал обет, и страсть к курению оставила его.

Даже атеисты-медики поддерживают верующих. «Работа таких обществ, как “Трезвение”, дает положительный результат. Хотя, честно говоря, это капля в море, — сказал корреспонденту “РР” заместитель главного врача екатеринбургской городской наркологической больницы Вячеслав Матюсевич. — В 2005 году по итогам обращений к нам мы вывели статистику: 884 хронических алкоголика на 100 тысяч человек. В 2006 году — 838. То есть по цифрам вроде бы идет снижение заболеваемости алкоголизмом. Но ведь это только те, кто к нам обратился. Всего же в Екатеринбурге больных алкоголизмом и наркоманией порядка 12 тысяч. И ничего хорошего я в ближайшем будущем не предвижу».

В 1913 году в России на душу населения приходилось 0,68 литра потребленного алкоголя. В 2007-м — 21 литр. Получается, одно поколение попивает пивко, его отпрыски предпочитают уже что-то покрепче, а следующая генерация страдает алкоголизмом.

В общем, работы у священника Игоря Бачинина — непаханое поле.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№1 (31) 17 января 2008
N01 (31) 17 января
Содержание:
Главная реформа

От редакции

Фотография
От редактора
Вехи
Портфолио
Путешествие
Фотополигон
Реклама