
Интерес к творчеству Михаила Пришвина (1873–1954) сегодня растет по мере публикации тайного дневника, который писатель вел с 1905 по 1954 год. Однако мало кто знает, что начиная с 1928 года, когда он приобрел фотоаппарат, и до конца жизни Пришвин страстно увлекался фотографией. Свои первые снимки он сделал еще во время путешествия на Север в 1905 году (камеру одолжил попутчик) и проиллюстрировал ими свою первую книгу «В краю непуганых птиц» (1907), изданную после поездки. А вскоре после покупки фотоаппарата Пришвин записывает в дневнике: «До того я увлекся охотой с камерой, что сплю и все жду, поскорей бы опять светозарное утро».
Снимки Пришвина разнообразны: репортажная съемка, индустриальный пейзаж, галерея портретов известных, неизвестных и даже маргинальных личностей. Он экспериментирует со светом, ракурсами, крупными планами. Писателю уже недостаточно словесного образа — он хочет «ввести фотографии в свои рассказы и очерки как изобразительный прием… для создания более гибкой художественной формы». И в дневнике одна за другой появляются записи: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство... Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это не увидит… Я хочу доказывать светописью свои видения реального мира».