Вотличие от Каннского фестиваля «Оскар» не претендует на то, чтобы угадать тенденции будущего. Он нацелен на то, чтобы оформить прошедший прокатный год во внятную картину развития американского (читай: мирового) кино. «Оскар» сообщает широкому зрителю, что он, зритель, пропустил в том году и что ему придется наверстывать в этом. У фильмов-триумфаторов после церемонии открывается второе прокатное дыхание: к примеру, «Нефть» Пола Томаса Андерсона, получившая две статуэтки, в России выходит только сейчас, как и «Джуно» («Оскар» за лучший оригинальный сценарий).
В отличие от Канн, формирующих тенденции «умного» проката, «Оскар» определяет тенденции проката широкого: рекордсменами по количеству наград в свое время были и слезоточивый «Титаник», и придурковатый «Влюбленный Шекспир». Большой оскаровский стиль последних лет — это масштабные картины с красивыми костюмами и впечатляющими спецэффектами. Тем более удивительно, что именно такому фильму — по всем параметрам голливудскому, но тем не менее тонкому «Искуплению» Джо Райта — досталась лишь статуэтка за лучший оригинальный саундтрек. А триумфатором стал жесткий трагифарс братьев Коэнов: картина «Старикам здесь не место» получила четыре награды, в том числе и за лучший фильм.
Оскаровский прокат получился «умным»: ленту Коэнов вполне можно представить в Каннском конкурсе и вообще в любом месте, где собираются любители кино «не для всех». При этом фильм Коэнов — самая американская из номинированных картин: драйвовая история о техасском охотнике, который натыкается на кучу трупов, партию героина и чемодан с $2 млн. История, которая становится притчей о том, что Америка до сих пор живет по законам первых поселенцев, вынужденных убивать коренных жителей континента, потому что те вынуждены убивать их. И все это — не порочный круг, а естественная необходимость вроде той, что выгоняет хищников на охоту, а газелей — на водопой. И старикам здесь действительно не место.
Не место здесь — среди лауреатов — и русским кинематографистам, хотя в этом году шансы России были высоки как никогда. Никита Михалков и аниматор Александр Петров имели возможность получить по второй статуэтке (что редко удается даже американским оскароносцам). Михалков был выдвинут от России с фильмом «12», а Петров — с анимационной лентой «Моя любовь». Кроме того, Казахстан номинировал Сергея Бодрова с «Монголом». Но веерные ставки не сработали: «иностранный» «Оскар» ушел австрийцу Стефану Рузовицки за фильм «Фальшивомонетчики» (о нацистской шарашке по производству фальшивых купюр), а анимационный — Сьюзи Темплтон («Петя и Волк»).
Темой номинации «Лучший фильм на иностранном языке» вообще стала война: кроме «Фальшивомонетчиков», «Монгола» (о завоеваниях Чингисхана) и «12» (о последствиях чеченской войны) здесь были «Катынь» Анджея Вайды (о пакте Гитлера и Сталина, в результате которого были расстреляны больше 10 тыс. польских офицеров) и израильский «Бофор». Три из пяти картин — о войнах с русскими. Но победила Вторая мировая — даже не Великая Отечественная. Что делать — глобализация. Да и воевать с русскими все уже устали.