Человек по кличке «академик»

5 июня 2008, 00:00

Президентом Российской академии наук в четвертый раз избран Юрий Осипов. Он занимает эту должность уже 17 лет, и главным его достижением считается успех в борьбе против реформирования академии. Впрочем, на это раз он обречен на поражение

Нынешние выборы в Академию наук оказались скандальными. Причем даже выдвижение в академики политических фигур с сомнительными научными заслугами вроде Сергея Глазьева не вызвало такого возмущения, как выборы президента РАН. Баллотировались трое: математик Юрий Осипов, 17 лет занимающий эту должность, физик Владимир Фортов и биолог Валерий Черешнев. Приличный индекс цитируемости (фактически показатель научных заслуг) есть только у Фортова, однако в финале выборов он проиграл Осипову, о чьих научных достижениях не известно ничего. Впервые за все постсоветское время борьба была настоящей. И хотя административно и финансово академики зависят от Осипова, более 30% все-таки отдали голос Фортову.

РАН — административная организация, распоряжающаяся бюджетными средствами и имеющая на своем балансе сотни зданий институтов с сильно устаревшей начинкой. Всего в системе Академии работает около 100 тыс. человек. Управляется эта махина так: около 500 академиков и 700 членов-корреспондентов договариваются, сколько денег в какие институты и на какие исследования направить. При этом академики избирают сами себя — предполагается, что это некий элитный клуб ученых. Хотя сейчас на деле это, скорее, клуб администраторов, среди которых встречаются и серьезные ученые. Директоров институтов — основные «научные единицы» России — назначает тоже РАН.

В обществе почему-то бытует мнение, что именно так Академия наук и управлялась на протяжении всех без малого 300 лет своего существования. Но это вовсе не так. Академия появилась в России в 1725 году, и многие десятилетия в ней было 15–20 действительных членов, причем процент выдающихся ученых среди них был несказанно высок: одними из первых академиков были Леонард Эйлер и Михаил Ломоносов. Однако средства в их распоряжении были довольно скромные. Академия выполняла заказы императорского двора, например по картографическим исследованиям, и попутно занималась чистыми науками. Со временем она разрослась, но вплоть до 1917 года не руководила всей наукой в стране и оставалась элитным клубом, президента которого назначал император.

Большую самостоятельность Академия получила как раз в советские времена. Были созданы и институты, вошедшие в ее структуру. Тогда наука жестко патронировалась властями, а Академия фактически стала частью административной системы — частью довольно либеральной, особенно в 60-е годы. Именно во времена «оттепели» окончательно сформировалась структура АН СССР, которая затем, претерпев незначительные изменения, превратилась в РАН.

В 90-е, когда многие ученые устремились на Запад, а государству стало не до науки, РАН на период выживания выбрала президентом Юрия Осипова, который отбивал атаки чиновников на собственность Академии и пресекал попытки ее реформировать.

Тогда денег не было — сейчас они появились: премьер Путин пообещал в несколько раз увеличить бюджет на науку, а среднюю зарплату по академическим учреждениям, похоже, уже к концу этого года доведут до 30 тыс. рублей.

Вместе с тем науки стало не намного больше. Реальные денежные поступления в тот или иной институт практически зависят не от результатов его деятельности (допустим, от уровня и количества опубликованных работ), а в основном от того, насколько сильно лобби данного института внутри РАН.

Эта ситуация, несмотря на победу Осипова, не может сохраняться в условиях существенного роста госрасходов на науку и оппозиции со стороны реально работающих ученых.

Вариантов развития событий всего два: либо Осипов будет вынужден уйти «по собственному желанию», либо управленческое значение его должности радикально уменьшится в результате реформы Академии.

Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсант; ИТАР-ТАСС; Риа новости; архивы пресс-служб; Риа новости; ИТАР-ТАСС; архивы пресс-служб