Как помочь автопрому

26 марта 2009, 00:00

От редакции

В прошлом году в России было продано более трех миллионов автомобилей, из них почти два миллиона — импортные. На этом все положительные новости с российского авторынка заканчиваются. Уже в январе — феврале в среднем число продаж на нем сократилось на 30%. Специалисты разделились на две группы: оптимисты утверждают, что в этом году будет продано 1,7 млн машин, а пессимисты — что не более 1,4 млн.

В общем, по уровню падения Россия стоит в ряду ведущих держав, практически не уступая США и Западной Европе. Вот только ситуация у нас сильно отличается от американской и европейской. В тех же США автомобилями владеют более 90% семей, тогда как в России, согласно последнему опросу ВЦИОМа, всего 39%. О качестве общероссийского гаража и говорить не приходится: средний возраст автомобиля у нас составляет двенадцать лет, почти половина — старше десяти.

То есть расти есть куда. И нужны нам не столько всякие там электромобили и гибриды, сколько простая замена старых машин на новые. Конечно, хотелось бы, чтобы по большей части эти авто еще и собирались в России: это не только патриотично, но и выгодно для экономики. Правительство у нас много говорит о поддержке отечественного автопрома. И даже кое-что делает. Например, ввело запретительные пошлины на ввоз в страну подержанных иномарок — судя по данным на февраль, этот рынок умер: из числа ввезенных иномарок подержанных всего 0,6%, то есть ничего. Правда, утверждать, что это как-то сказалось на отечественном производителе, трудно: падение продаж у АвтоВАЗа составило 36%, а у ГАЗа и вовсе 60%. Более в этом смысле полезна поддержка автокредитования — государство заявило о готовности субсидировать ставки кредита на автомобили, стоящие менее 350 тысяч. Впрочем, поскольку помимо «Лад» в список попали Ford Focus, Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia и Volkswagen Jetta, большая часть кредитов, по мнению экспертов, уйдет на покупку именно этих машин. В целом, по прогнозам, если в прошлом году было продано полмиллиона иномарок российской сборки, то в этом году их число может вырасти еще на сотню тысяч.

Но все это, с одной стороны, никак не поможет российским автогигантам, а с другой — несильно скажется на обновлении рынка. А вот в Германии, в отличие от всего цивилизованного мира, продажи автомобилей с начала года не только не падают, но даже выросли более чем на 20%. Это — результат грамотных действий государства: власти Германии не слишком охотно поддерживают своих производителей прямыми денежными вливаниями, зато они объявили премию в 2,5 тыс. евро каждому, кто сдаст на свалку автомобиль старше девяти лет и взамен купит новый.

Российское правительство намерено направить на поддержку нашего автопрома более 70 млрд рублей. Так, может, имеет смысл не передавать эти деньги компаниям напрямую (еще неизвестно, как они их потратят), а простимулировать покупателей, как в Германии? Ведь таким образом можно не только автопроизводителям помочь, но и избавить нашу страну от чадящих развалин, которые и ездят-то только благодаря нашим легендарным чудо-умельцам, способным оживлять двигатели при помощи палочек, железочек, веревочек и нескольких волшебных слов.