Не тот сел

2 июля 2009, 00:00

Во Владивостоке на пять лет колонии осужден бывший начальник Дальневосточного таможенного управления Эрнест Бахшецян. Многие считают, что генерал пострадал за борьбу с контрабандистами, которых «крышевали» спецслужбы

Хочешь поссориться с Бахшецяном — предложи ему деньги» — так отзываются об Эрнесте Бахшецяне люди, которые давно его знают. Вряд ли это преувеличение. После тщательных обысков и проверок банковских счетов следствие нашло у него 200 тыс. рублей. Это все, что он накопил за 20 лет службы на таможне.

Даже в обвинении мотивом преступления названа не корысть, а «стремление показать эффективность своего руководства с целью продолжения карьерного роста».

«РР» подробно рассказывал об этом уголовном деле в № 4 за 2008 год. Возглавив в конце 2004 года Дальневосточную таможню, Эрнест Бахшецян в несколько раз повысил собираемость таможенных платежей. Он перекрыл серьезные контрабандные каналы: 150 вагонов с контрабандой из Китая, которые в 2005 году обнаружили на подмосковных складах ФСБ, — оттуда.

Бахшецян рассказывал, что с предложением «жить по-семей­ному», оформляя мясо под видом субпродуктов и получив за это долю в бизнесе, к нему приходил лично начальник УФСБ по Приморскому краю Юрий Алешин. Он отказался, и вскоре появилось уголовное дело.

Начальника ДВТУ обвинили в том, что он покровительствует трем фирмам, занимающимся контрабандой. Уголовное преследование инициировали офицеры ФСБ. А начальник Дальневосточной оперативной таможни Сергей Мурашко после нашей публикации подал на «РР» в суд, задетый процитированной нами фразой одного из героев репортажа, что, мол, «тому же Мурашко выгодно существование контрабандных каналов». Но в иске ему отказали. Суд установил, что он подписывал документы, в которых настаивал на незаконности задержания некоторых партий контрабанды.

Дело против Бахшецяна в суде фактически развалилось. Из пяти статей обвинения его признали виновным лишь по одной — «Превышение должностных полномочий». Но и этого хватило для жесткого приговора.

Во Владивостоке многие считают его прямым следствием недавнего выступления Владимира Путина, который отчитал силовиков за плохую борьбу с контрабандой и спросил: «Где посадки?» Если так, то приговор Бахшецяну — явно не та «посадка». Судя по нашим разговорам с таможенниками, их вывод однозначен: жесткое противодействие контрабанде, которая имеет «крышу» в виде силовиков, наказуемо. Они сильны, влиятельны, и итог войны с ними — колония. Значит, надо договариваться. Если такие настроения возобладают, на серьезную борьбу с серым и черным импортом можно не рассчитывать.