Свой маленький бизнес – 4

Татьяна Арефьева
19 ноября 2009, 00:00

Когда мы при­нимали решение об аренде, о ремонте думать не хотелось. Но, оказавшись с нашим будущим офисом один на один, мы призадумались. Переминались с ноги на ногу, оглядывали серый грязный ковролин, низкий потолок в клеточку, стены с дырами неяс­ного происхож­дения. Все здесь предстояло переделать под себя

Создать атмосферу

На ремонт мы выделили неделю. За это время пара порекомендованных знакомыми тружеников шпателя положила нам темно-коричневый ламинат, выровняла и покрасила стены белым, убогие квадратики потолка заменила более стильными и привинтила к полу стол, похожий на барную стойку. В субботу подруги-соучре­дительницы Женя с Леной метнулись на Измайловский вернисаж, где кроме предметов искусства продают и бытовое старье. Купили большую раму для зеркала и пару стульев (новодел, но выглядят как дореволюционные). В воскресенье устроили праздник труда: собрали друзей, выдали им перчатки и кисточки и до позднего вечера под песни Лещенко и Зыкиной красили стулья, вешалки и раму в белый цвет, соревнуясь, у кого ровнее.

В понедельник приобрели в «Икее» белый диван из самых дешевых, белый стол с прозрачной столешницей и выдвижными ящиками, чтобы под стеклом раскладывать бижутерию, а также ковер в народном стиле, чтоб было на что присесть, разглядывая украшения. В лавке сразу стало по-домаш­не­му уютно. Захотелось проводить в ней время. Словно и не работа это вовсе, а самый настоящий досуг.

Во вторник вставили в раму зеркало, повесили карниз для ванной, а на него — белые занавески до пола, организовав таким образом примерочную. В среду закупили несколько ящиков шампанского — «к открытию». Непонятно было только одно — кого звать на премьеру шоу-рума и сайта click-boutique.ru. Только друзей? Но наши друзья редко покупают одежду в России: дорого. Только постоянных покупателей? Тогда вечеринка будет лишена неформальной прелести. Звать ли редакторов модных журналов? Они очень нужны, но коллекция у нас пока маленькая. Вдруг обругают?

В итоге шампанское в белой комнате на первом этаже пили друзья, избранные покупатели и примкнувшие к ним. Окна магазина открываются прямо на тротуар, через них весело входить и выходить на улицу, когда захочется покурить. Часам к девяти дружественные диджеи притащили колонки и устроили танцы. Праздник сам собой вылился на проезжую часть. Охранники здания рвали на себе волосы: владельцы явно не учли уровня нашей активности, сдав нам часть своей территории.

Болезни роста

Праздники закончились, пора приниматься за работу.

По мере протрезвления приходит понимание, что бизнес тормозится из-за того, что наша лавка все больше начинает походить на клуб. Соучредительницам Жене с Леной некогда заниматься учетом поступившего и проданного, все время уходит на общение. В click-boutique стилисты заходят отдохнуть от деловой суеты, а заодно проглядеть свежие поступления. Часами сидят друзья, болтая о кино и моде. Приходят и молодые отечественные модельеры, куда ж без них…

Мы очень любим их всех, но времени не хватает катастрофически. Все более очевидной становится необходимость пригласить продавца-консультанта, который сидел бы в магазине весь день, пока мы общаемся с нужными людьми и мотаемся по делам.

Но главная проблема — поставщики. С каждой неделей мы получаем все больше писем от дизайнеров: маечников, одеж­ников, авторов аксессуаров. Мы не успели заказать коллекции на осень у серьезных брендов, но продавать что-то надо, поэтому усердно отсматриваем все поступающие предложения. Качество — 50 на 50. Поло­вина предлагаемого — хэндмейд в плохом смысле слова.

Наши молодые дизайнеры любят говорить об использовании дорогих итальянских тканей, а на самом деле шьют из остатков, которые находят на складах по бросовой цене. А еще заявляют высокие цены и совсем не думают о размерных рядах — ну да бог с ними, для начала можно выставить и образцы размера S. Но вместо коллекций с определенной логикой они предлагают разрозненные вещи — такие мы берем только на реализацию. Дизайнеры обижаются — хотят деньги сразу.

Объясняем: крупные бизнесмены вроде Олега Тинькова в один голос твердят, что «бизнес будет приносить деньги при наценке минимум 100%». А с нашими марками и их условиями больше 20–30% наценки не сделаешь. К тому же, покупая десять вещей, наверняка продашь только семь, а три останутся, и отдашь ты их во время сейла по цене ниже закупочной. Так что прибыль сводится к нулю.

Выкупать можно только коллекции западных модельеров. Здесь риски снижаются.

Допустим, мы берем 30 позиций, каждую модель в двух-трех размерах в среднем по 25 долларов за вещь. Продаем за 50. Если что-то и останется, мы все равно не в накладе. Очень важно и то, что по мировым правилам честной игры дизайнеры должны у себя продавать вещи по той же цене, что и магазины, в которые они поставляют свою продукцию. А нашим что покупатель с улицы, что магазин — без разницы. Допустим, они хотят получить за вещь три тысячи. Если мы вешаем ее к себе в магазин, то хотим продать хотя бы за четыре. Но у дизайнера-то в шоу-руме та же вещь стоит три. И нам остается рассчитывать только на ленивых, которые до шоу-рума просто не дойдут, а купят у нас дороже.

В результате мы решили со следующего лета жестче относиться к российским маркам — они должны действовать согласно мировым стандартам. Но сейчас у нас нет выбора, и «россиян» в click-boutique больше, чем «иностранцев».

Следующий вопрос — пересечение коллекций. Этой весной одновременно открылось большое количество авторских магазинов и шоу-румов. Некоторые из них похожи по настроению и торгуют одними и теми же марками. Соответственно, и покупатель везде один и тот же. Мы его представляем так: работающая девушка или подрабаты­вающая студентка хрупкой комплекции. Читает «Афишу», ориентируется на сайт www.lookatme.ru, ходит в места, о которых там пишут. Следовательно, знает нас и еще пяток подобных точек, где торгуют практически тем же ассортиментом.

Когда к тебе приходят и говорят: «Ну понятно, сумки Love Corporation — я их видела там-то и там-то», понимаешь, что пора бы уж заняться рекламой в региональных изданиях и работать как полноценный онлайн-магазин. Москва — хороший рынок, но гораздо более сложный и насыщенный, чем провинция.

Как быстрее раскрутиться

  1. Рано или поздно наступит момент, когда вам придется «уйти в минус» — залезть в личные сбережения или пойти по друзьям с протянутой рукой. Начинающему коммерсанту стоит помнить: чтобы не чувствовать себя стесненным в средствах, нужно держать про запас некую «аварийную» сумму — как минимум тысячу долларов.
  2. С самого начала вы должны решить для себя, что первично: удовольствие от процесса или деньги? Если второе, ваш магазин (а точнее, шоу-рум) должен выглядеть как серьезная контора, а не как место для общения с приятелями. Если же радости жизни важны для вас так же, как и для нас, будьте готовы торчать на работе до поздней ночи, пока последние гости не захотят спать и наконец не разойдутся.
  3. В оформлении магазина должен быть выдержан стиль. Самый простой из принятых в Москве способов привлечь неформального покупателя — стилизовать офис (магазин, кафе) под старую квартиру.
  4. Ассортимент должен быть максимально оригинальным. Чтобы он не пересекался с тем, что предлагают конкуренты, активнее работайте с молодыми дизайнерами России и зарубежья. Ищите молодежные блоги о моде, узнавайте новые марки, бесстрашно выходите на связь с ними.

Где нас найти

В интернете: www.click-boutique.ru

Вживую: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 9, подъезд 1, этаж 4.

О своем приходе лучше предупредить по телефонам:

+7 926 59 93 924, +7 926 227 06 65.