7 вопросов Суните Уильямс, директору управления NASA в Центре подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина

Интервью
Москва, 10.04.2014
Накануне Дня космонавтики в Москве прошла открытая встреча с астронавтом NASA Сунитой Уильямс. У Суниты много космических рекордов: самое длительное пребывание женщины в открытом космосе (суммарно больше 50 часов), самое большое время, проведенное женщиной на орбите и т. д. Сейчас она возглавляет управление NASA в Центре подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина

Фото: Gagarin Cosmonaut Training Center

1. Каково это — быть женщиной-астронавтом?

В детстве я вовсе не мечтала полететь в космос. Хотела быть ветеринаром, но меня не взяли на эту специальность. Потом хотела стать дайвером, но это тоже не получилось. В итоге я решила: раз у меня хорошее зрение, я могу пойти учиться на пилота вертолета. Мне там понравилось, и я продолжила учиться уже на пилота-испытателя. Тогда-то у меня и возникло желание полететь в космос. Я познакомилась с одним астронавтом, который сказал, что у меня получится. Для этого мне нужно было получить диплом, и я это сделала.

2. Как ваша семья относится к вашей работе?

Родители всегда меня поддерживали. Они приехали из Индии в Штаты, и я всегда восхищалась храбростью этого поступка. Я бы не смогла так. Каждый раз, когда я чего-то боюсь, мама говорит мне: «Не надо бояться действовать!» А мой муж очень скучает во время моих полетов. А я скучаю по душу, моей собаке и пицце. Из космоса я устраиваю видеоконференции с моей собакой. Муж обижается, говорит: «Ты любишь собаку больше, чем меня!»

3. Кстати о душе. Как решаются вопросы гигиены на МКС?

Там с этим сложно. Например, мы должны использовать специальный шампунь, но с ним надо быть очень осторожным, иначе все разлетится по кораблю. Я мыла голову всего два раза в неделю, но на МКС очень чисто, ничего не пачкается. Ботинки остаются чистыми, а одежда начинает пахнуть потом только некоторое время спустя. Стирать на МКС негде, но периодически к станции пристыковываются грузовые корабли, которые доставляют нам с Земли еду, воду и прочие нужные вещи. В них мы загружали грязную одежду и мусор — они потом сгорали вместе с кораблем в атмосфере.

4. Тяжело было адаптироваться на Земле после невесомости?

Эффекты были очень интересные. Как вы думаете, какая часть вашего тела самая тяжелая? Голова. Вернувшись на Землю, испытываешь очень большие сложности, стараясь держать ее вертикально. Когда меня встречали после моего первого полета, я вообще не могла поднять голову и смотрела людям на ботинки.

5. Вы рекордсмен среди женщин по количеству выходов в открытый космос. Насколько страшно было покидать пределы корабля — не боялись, что вы улетите в открытый космос?

Да, такой страх постоянно присутствует. Но в американских скафандрах есть титановый трос наподобие того, который используют альпинисты. Кроме того, у нас есть маленький реактивный двигатель, который тоже можно использовать, чтобы вернуться на станцию.

6. На МКС вы летали и на российских кораблях, и на американских. Есть ли разница в ощущениях?

Когда летишь в американском шаттле, чувствуешь вибрацию. А «Союз» очень плавно взлетает, словно в машине сидишь.

7. Расскажите, как вам работается с русскими коллегами?

Что русские космонавты, что американские, что японские — это одни и те же люди. Это ведь наша работа, наша мечта. У нас тут большая дружная семья. Раз в неделю мы вместе ходим в спортзал, ужинаем вместе, сидим на улице, играем на гитаре, поем песни.

Путь Суниты Уильямс в космос

• 1965. Сунита Пандия Кришна родилась в городе Огайо в семье индийца и словенки.
  • 1987 получила степень бакалавра физических наук в Военно-морской академии США.
  • 1987 года служит в военно-морских силах США, принимала участие в боевых и спасательных операциях.
  • 1998 зачислена в отряд астронавтов NASA.
  • 2006 первый полет в космос, провела на орбите больше 194 суток — рекорд среди женщин.
  • 2007 находясь на орбите, приняла заочное участие в ежегодном Бостонском марафоне.
  • 2012 второй полет на МКС: сначала бортинженер, а потом командир станции.

№14 (342) 10 апреля 2014