Фильмы

Афиша
Москва, 05.06.2014
«Русский репортер» №21-22 (350)

Мнение

Соблазненные фильмой

«Вы, критики, думаете, что русский фильм — это результат борьбы режиссера с художественным материалом. А на самом деле это результат его борьбы с безденежьем и продюсерами», — учил меня как-то жизни один продюсер.

Отличный пример тому недавнее двойное происшествие с молодым режиссером Таисией Игуменцевой. Случай Игуменцевой — практически собирательный образ русского кино во всей его безысходной бессмысленности. Предыстория: в 2012 году Таисия сняла дипломную короткометражку «Дорога на...». Вгиковское начальство косо посмотрело на матерный фильм, но за студентку вступился ее учитель, Алексей Учитель. Вдобавок «Дорога на...» была отобрана в Каннский конкурс студенческих работ Сinefondation и вскоре заняла там первое место. По условиям Сinefondation победитель имеет возможность показать в Каннах свой следующий фильм. Им стала апокалиптическая сказка «Отдать концы», снятая на студии Алексея Учителя «Рок», — едва ли не худший российский фильм 2013 года, костюмированная байка с полным отсутствием любых признаков режиссуры. Но вины Игуменцевой тут нет. Во-первых, свести режиссера и подходящий материал — дело продюсера. Во-вторых, как утверждают инсайдеры, съемками «Отдать концы» руководили продюсеры студии «Рок», следившие, как бы молодой режиссер не потратил лишнего рубля.

Финальный удар в спину Игуменцевой нанесла все та же студия «Рок», подав на нее в суд за слив фильма на торрент-трекеры (по словам Таисии, она всего лишь дала ссылку на фильм на своей страничке в соцсети). Теперь Игуменцевой ничего не остается, кроме как взяться за госзаказ и снимать для других продюсеров фильм про возвращение Крыма.

Молодой режиссер, соблазненный и покинутый не столько своим учителем, сколько мифическим образом кино как чего-то большого и стоящего, — это не только российская история. «Соблазненные и покинутые» — так называется документалка HBO, внезапно вышедшая в наш прокат. В ней уже пожилой режиссер Джеймс Тобак и актер Алек Болдуин безуспешно ходят от одной каннской веранды к другой, пытаясь найти деньги на фильм, встречаясь с продюсерами и инвесторами, не имеющими ни малейшего представления о том, сколько нужно потратить на съемки, кто сегодня кинозвезда и вообще что такое кино. Да, все кинематографисты несчастливы одинаково.

Василий Корецкий, кинообозреватель «РР»

Чебурашка

Макото Накамура

Возвращение Чебурашки и крокодила Гены — таких же, как сорок лет назад, только лучше. Японский 3D-мультфильм сделан при активнейшем участии российского аниматора Михаила Алдашина, и игрушечная психоделика 1960-х в нем бьет через край. Цвета стали ярче, Гена бросил курить, сюжет в целом остался верен духу, а местами и букве Успенского. Новый мультфильм снят как триптих. В первой части Гена с Чебурашкой идут на собеседование в цирк, во второй Гена уходит в отпуск, в третьей  Шапокляк открывает ларек вредных советов.

Навязчивые ритмы

Фанни Ардан

Второй режиссерский опыт Ардан, далеко не такой убедительный, как ее основная, актерская работа. Фильм спродюсирован Паулу Бранку, много работавшим с Раулем Руисом — режиссером, склонным к запутанным историям в духе магического реализма. «Ритмы» копируют метод Руиса, значительно упрощая его. Витиеватый сюжет строится вокруг сложных отношений виолончелистки (Азия Ардженто) с ее бойфрендом-архитектором. Кино пытается поднимать темы коррупции, одержимости и тайн творчества. Странно, что у Ардан не хватило сил включить еще проблему глобального потепления.

Я не вернусь

Ильмар Рааг

Аспирантка неназванного питерского вуза, в прошлом детдомовка, бежит от полиции, прикинувшись подростком-беспризорником. И добегает аж до Казахстана. В дороге ее развлекает скандалами 12-летняя попутчица Кристина. Россия, увиденная из окна дальнобойной фуры, выглядит не плохо и не хорошо, а просто уныло, чего не скажешь об игре маленькой Вики Лобачевой (Кристина). Несмотря на нежный возраст, девочка уделала всех взрослых актеров, для которых «Я не вернусь», кажется, лишь скучная пересадка в застоявшейся карьере.

Обещание

Патрис Леконт

Первый англоязычный фильм 66-летнего француза Леконта, экранизация «Путешествия в прошлое» Цвейга. Фридрих Зейц, молодой инженер благородных кровей, становится поверенным дряхлого капиталиста и знакомится с его юной женой. Чувства взаимны, но командировки и начавшаяся Первая мировая война не дают влюбленным побыть вместе. Как это обычно бывает с беллетристикой, перенесенный на экран Цвейг больше похож на мыльную оперу.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №21-22 (350) 5 июня 2014
    Рейтинг городов
    Содержание:
    10 самых перспективных российских мегаполисов

    Объединив статистические показатели «Индекса городского развития» и результаты социологического опроса горожан, «РР» составил финальный рейтинг российских мегаполисов. Его комментируют генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов и декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александр Высоковский

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Реклама