Трендовые новости

17 июля 2014, 00:00

Комментарий

«Технологии поисковых систем могут перевернуть наши представления о физике»

Андрей Устюжанин, руководитель совместных проектов Яндекса и CERN

Школа анализа данных Яндекса поможет Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) в новом эксперименте под названием SHIP. Яндекс предоставит CERN свои технологии обработки данных, а студенты и исследователи Школы анализа данных примут участие в работе CERN.

Технологии, которые используются в поисковых системах, могут перевернуть представления о мире в физике, медицине, биологии. И это вовсе не вопрос будущего.

Цель эксперимента SHIP — поиск частиц за рамками Стандартной модели. Их обнаружение позволит по-новому взглянуть на устройство Вселенной и, возможно, объяснит загадку отсутствия антиматерии и природу темной материи. Роль Яндекса в этой большой истории — предоставить технологии построения гибкой и устойчивой инфраструктуры анализа данных и разработчиков, которые умеют с этими технологиями работать.

Меня часто спрашивают: а как результаты SHIP повлияют на обычную жизнь? Как минимум дополнят учебник по физике, как максимум мы научимся получать новые виды энергии. Предсказывать сложно — эксперименты такого масштаба обычно растягиваются на десятилетия. Нужно сформировать команду заинтересованных исследователей, продумать техническое описание проекта, провести бесчисленное количество модельных опытов, построить детектор, запустить его… Обычно путь от иде и до запуска детектора в CERN занимает не меньше 7 лет. Если все получится, первые результаты проекта появятся уже через 8–10 лет: для физических открытий это очень небольшое время.

66 жестов шимпанзе сумели расшифровать Кэтрин Хобайтер и Джеймс Бирн из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии.

Для этого они проанализировали 4,5 тыс. случаев жестикуляции, зафиксированных на видео из Уганды. Система кодирует лишь 19 типов сообщений. Ученые утверждают, что движения одинаково понимаются различными особями и могут быть расценены как универсальное средство общения.

Тайна рождения звездной пыли

Наблюдая за вспышками сверхновой звезды SN 2010jl с помощью крупнейшего в мире телескопа VLT, астрономы проследили, как появляется звездная пыль. Непосредственно перед вспышкой умирающая звезда выделяет некоторое количество газа, богатого углеродом, гелием и водородом. В этой плотной оболочке возникает среда частиц, состоящих из модификаций кремния и углерода, которые потом рассеиваются взрывом сверхновой. Через несколько сотен дней после вспышки запускается долгий процесс образования из этих частиц звездной пыли — того самого вещества,  из которого состоят скалистые планеты, такие как Земля. Если процесс образования пыли в SN2010jl будет продолжаться 25 лет, как это обычно бывает, ее общая масса составит примерно половину массы Солнца. (1)

Самая большая птица все-таки могла летать

Среди прочих гигантских монстров обитал когда-то на Земле пелагорнис Сандерса — похожая на дельтаплан или небольшой самолет птица с размахом крыльев в шесть с половиной метров. Орнитологи полагали, что крупнейшая в истории птица, вымершая около 4 млн лет назад, никогда не взлетала: с весом в 40 килограммов сложно оторваться от земли.

Но недавно ученый-палеонтолог из Университета Северной Каролины воссоздал полет огромной птицы с помощью компьютерного моделирования. Пелагорнис действительно не мог взмыть ввысь, махая крыльями, но был в состоянии лавировать в воздушных потоках, как дельтапланерист, разбегаясь и прыгая с высоких утесов. Не могла птица взлететь и с водной поверхности — об этом свидетельствует анатомия ее задних конечностей.  (2)

Запущен первый российский частный спутник

Ракета-носитель «Союз-2.1б», стартовавшая 8 июля с Байконура, вывела на орбиту семь спутников, среди которых первый космический аппарат, полностью профинансированный, сконструированный и собранный коммерческой фирмой.

Спутник DX1, созданный компанией «Даурия Аэроспейс», весит 22 килограмма и предназначен для мониторинга движения океанских, морских и речных судов. На спутнике установлена автоматическая система слежения за судами, которая будет использоваться для их идентификации и для навигации. В России это первый космический аппарат с такой функцией. На орбите спутник успешно вышел на связь, после чего был передан в управление заказчику. (3)

Гены, чтение и математика

Психологи давно спорят, насколько связаны языковые и математические способности. Что важнее: специфические особенности, влияющие на развитие речи и навыков счета, или общий интеллект, предопределяющий способности к любой умственной деятельности?

Оказалось, вклад примерно равный: из сотен генов, влияющих на способности, около половины определяют успехи в чтении и математике и еще около половины — достижения в чем-то одном. Выяснить это помогли генетики из Университетского колледжа Лондона, Оксфорда и Королевского колледжа, которые сравнили генетические данные близнецов и обычных детей из 2800 британских семей с результатами выполнения ими математических задач и заданий на чтение и понимание текста. (4)

Источники: (1) //www.eso.org/public/news/eso1421/; (2) Ksepka Daniel T. // PNAS. July 7, 2014; (3) //www.federalspace.ru/20762; (4) Davis Oliver S. P. et al. // Nature Communications. July 8, 2014.