Трендовые новости

21 января 2016, 00:00

Группы

zzzzzzzzzzzzzzzzz1.jpg

Кому в Антарктиде жарко

Антарктика — место довольно неприветливое, главным образом из-за собачьего холода и ураганного ветра. У императорских пингвинов же, как выяснила группа учёных из Франции и Германии, проблема совершенно обратная: им слишком жарко. Точнее, отдельному пингвину всё-таки холодно, и поэтому птицы сбиваются в толпу. Но попавшие в неё недолго радуются спасению от холода: им вскоре, наоборот, становится слишком жарко — температура в центре такой толпы порой доходит до +40 °C, а выбраться на свежий воздух не дают плотно стоящие товарищи. Некоторые пингвины иногда до такой степени перегреваются, что едят снег, чтобы остыть. (1)

Клетки

zzzzzzzzzzzzzzzzz2.jpg

С бактериями на равных

Команда израильских ученых развенчала устоявшийся в научном сообществе миф о том, что в организме человека в 10 раз больше бактерий, чем его собственных клеток. Этот миф возник еще в 1972 году вследствие неверных, как теперь выясняется, расчетов микробиолога Томаса Лаки. Результаты новейшего исследования показали, что количество живущих в пищеварительном тракте человека бактерий лишь ненамного превышает число клеток его организма. Например, в теле среднестатистического мужчины ростом 170 см и весом 70 кг примерно 30 трлн клеток и 39 трлн бактерий. При этом после каждого акта дефекации количество бактерий в организме существенно уменьшается, и соотношение становится примерно равным. (2)

Молекулы

zzzzzzzzzzzzzzzzz3.jpg

Новые элементы таблицы Менделеева

Международный союз теоретической и прикладной химии официально добавил в таблицу Менделеева четыре новых элемента. Ученые получили элементы 113, 115, 117 и 118, сталкивая более легкие атомные ядра. Эти сверхтяжелые соединения не встречаются вне лаборатории, так как могут существовать лишь доли секунды, прежде чем распадутся на более простые и стабильные элементы. Первооткрывателями элемента 113 были названы ученые из Японии, впервые зафиксировавшие новое вещество 12 лет назад. Ученые планируют назвать его «япониум». Честь открытия других трех элементов принадлежит группе ученых из Объединенного института ядерных исследований в Дубне, Ливерморской и Окриджской национальных лабораторий в США. Сейчас физики работают над созданием 119-го и 120-го элементов — почти наверняка последних веществ, которые человечество сможет синтезировать. (3)

Элементарные частицы

Квант дрожащий или пиксель не имеющий

Дискретен ли мир? Проще говоря, как выглядит пространство-время: так же, как состоящая из пикселей картинка на экране компьютера или оно всё-таки непрерывно? Учёные из Национальной ускорительной лаборатории им. Энерико Ферми Министерства энергетики США (Фермилаба) попытались ответить на этот вопрос с помощью голометра — уникального прибора, позволяющего измерять расстояния в тысячу раз меньше размера протона. Исследователи считают, что они опровергли гипотезу «пикселизированной вселенной» Крейга Хогана: им не удалось зафиксировать «квантовое дрожание», предсказываемое этой моделью мира. Впрочем, это только одна из теорий, а сам Хоган заявляет, что «это лишь начало истории» и что решающие эксперименты впереди. (4)

Источники: (1) André Ancel et al. // Animal Behaviour, December 2015; (2) Ron Sender, Shai Fuchs, Ron Milo // BioRxiv, January 6, 2016; (3) Richard Van Noorden/ / Nature, January 4, 2016; (4) Aaron S. Chou et al. // arxiv.org/abs/1512.01216, December, 2015.

«У женских космических экипажей хорошие перспективы»\

zzzzzzzzzzzzzzzzz4.jpg

Олег Волошин, пресс-секретарь Института медико-биологических проблем РАН, популяризатор науки, испытатель и участник нескольких изоляционных экспериментов.

В ноябре завершился проект «Луна-2015» — изоляционный эксперимент, в котором участвовал женский экипаж. Шесть сотрудниц Института медико-биологических проблем РАН провели девять суток в герметичном наземном корпусе.

«На то, чтобы космический корабль долетел до Луны, сделал вокруг нее виток и вернулся обратно, требуется восемь суток. Именно в такой полет «отправились» участницы эксперимента. И на один день их задержала «на орбите» смоделированная нами нештатная ситуация — ураган на Земле. Этого времени как раз хватило, чтобы члены экипажа выполнили все задания – научная программа включала в себя около 30 экспериментов.

Результаты нам еще только предстоит оценить. Сейчас девушки проходят фоновые обследования — физиологические и, в первую очередь, психологические. Мы пока очень мало знаем о том, как длительные космические полеты влияют на женский организм и психику. В отечественной космонавтике очень мало женщин: Елена Серова, недавно совершившая полет на МКС, — всего лишь четвертая. За всю историю нашего института с 1963 года это третий эксперимент, в котором участвуют исключительно женщины. Во время первых двух изучали, главным образом, физическое здоровье: в 1994 году восьмерых девушек поместили на 120 суток в условия, имитирующие отдельные эффекты невесомости, а в ходе эксперимента «Русалка» в 2005 году три девушки пережили пятидневное погружение на 70-метровую глубину для отработки методов лечения декомпрессионной болезни.

Сегодня на Западе подобные эксперименты не принято проводить, это воспринимается как проявление сексизма. Обычно прекрасный пол участвует в смешанных экипажах наравне с сильным. Но есть основания полагать, что женщины переносят стресс лучше, чем мужчины. Это подтвердила и «Луна-2015»: за время эксперимента в коллективе, находившемся в замкнутом пространстве, не возникло ни одного конфликта. В этом смысле у женских экипажей хорошие перспективы». (Записала Ольга Шалаева)