Театр

Афиша
Москва, 20.05.2019
«Русский репортер» №9 (474)

Чеховский начинает лето

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Театральный сезон часто ассоциируется с чем-то дождливым и холодным. И это логично — как еще может быть с сентября по май, а лучше — с октября по середину апреля? На самом деле театр раздвигает границы и выходит на смежные территории. Сегодня никого не удивляет, что в июле (!) на относительно юный фестиваль «Вдохновение» на ВДНХ приедет премьера спектакля-инсталляции «Земля НОД», одной из самых неординарных театральных компаний FC Bergman из Бельгии. Несезон не пугает импресарио Федора Елютина, который несколько лет назад привез в Москву самый знаменитый спектакль-бродилку Remote X от немцев Rimini Protokoll и с тех пор регулярно поставляет новые театральные впечатления, в том числе и летом. Не выгоняет жара из особняков и иммерсивные постановки — это я вам сейчас не только как критик, но и как режиссер таковой говорю.

Но все это было бы невозможно, если бы в 1986 году на Учредительном съезде СТД СССР не возникла идея Чеховского фестиваля. После падения железного занавеса советский театр получил возможность стать частью мирового театрального процесса. На последнем съезде СТД СССР решили преобразовать союз в Международную конфедерацию театральных союзов (МКТС). Конфедерация стала учредителем, а Валерий Шадрин — организатором и руководителем первого Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова. Необходимость такого фестиваля активно доказывали Кирилл Лавров и Олег Ефремов.

И хлынуло: то, что раньше привозилось на гастроли, уложилось в стройную систему, каждые два года влияющую на восприятие театра. Спектакли Джорджо Стрелера, Питера Брука, Петера Штайна, Арианы Мнушкиной, Роберта Уилсона, Кристиана Люпы, Кристофа Марталера, Ромео Кастеллуччи, Хайнера Гёббельса… Это все Чеховский.

На прошлой неделе стартовал очередной, 14-й фестиваль. И хотя сегодня у Москвы уже есть (во многом и благодаря Чеховскому) масса возможностей увидеть мировой театр, Чеховский — это по-прежнему важно. Специальный блок китайских и японских театров, немецкий театр — в мировом блоке 22 спектакля из 15 городов мира. Но многие больше всего ждут «Донку» Даниэле Финци Паски. Режиссер, клоун и постановщик церемоний закрытия Олимпийских игр в Турине и Сочи выпустил спектакль-копродукцию с Чеховским фестивалем к 150-летию Чехова девять лет назад, и вот новая версия возвращается туда, откуда все и началось — в Москву, в Москву.

Буря Режиссер — Йетте Штекель

Театр Талия (Гамбург) на сцене Театра им. Моссовета

20/05, 21/05, 23/05, 24/05

 079_rusrep_09-5.jpg

В 32 Йетте Штекель получила «Фауста», национальную театральную премию Германии, за постановку «Ромео и Джульетты» в Театре Талия. К 36 годам — поставила около 30 спектаклей. В ее «Буре» — живая музыка джаз-бэнда «духов острова», а в соло саксофона и стихах можно услышать рев шторма. Для Йетте Штекель буря — это будущее. И смотрит она в него так, как умеют в немецком театре: серьезно, бесстрашно и не теряя сарказм. В роли Просперо — Барбара Нюссе, в репертуаре которой Раневская, король Лир и даже Господь Бог, бродящий в руинах Гамбурга 1945. В буклет спектакля включена беседа с философом Славоем Жижеком: «Утопия — верить, что все будет идти как шло. Беженцы — только начало. Настоящие проблемы придут потом. Возможно, у западного мира не хватит сил их решить. Тогда мы обречены».

Кармен Режиссер и хореограф — Дзё Канамори

Компания «Ноизм» (Ниигата) на сцене Театра «Геликон-опера»

29/05-31/05

 079_rusrep_09-4.jpg

Дзё Канамори называют «пионером японского танца» и «жемчужиной японского танцевального мира». Его работы могут ругать критики, но всегда любит публика. Спектаклем «Кармен» компания «Ноизм» отметила свое десятилетие, предложив новый на тот момент жанр — драматический танец. В работе Канамори вернулся к новелле Мериме, вдохновившей создателей знаменитых оперы и балета. Вместе с танцем Канамори решил использовать текст; так в спектакле появился рассказчик, сам Проспер Мериме. В его роли ведущий актер SPAC Акихито Окуно. Да, именно таким, многослойным и перформативным, хореограф видит балет XXI века. При этом Канамори считает, что основа всего — классическая балетная подготовка.

Донка. Послание Чехову Режиссер — Даниэле Финци Паска

Компания Финци Паска (Лугано), Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова при участии Театра «Види-Лозанн» на сцене Театра им. Моссовета

26/05-31/05

 079_rusrep_09-8.jpg

Донка — это удочка с колокольчиком, звенящим, когда рыба клюет. Чехов был заядлым рыболовом, и можно сказать, что рыбалка для него была чем-то вроде медитации. Режиссер и клоун Финци Паска, всегда ищущий «состояния легкости», был очарован этим образом. Он забрасывает свою удочку в озеро цирковой фантазии, рождая визуальную поэзию из висящих в пространстве предметов и тел. На все это Финци Паску вдохновили дневники Чехова. Интернациональная труппа, состоящая из актеров, клоунов-декадентов, музыкантов, танцоров и акробатов, заполняет сцену под музыку Марии Бонзаниго. Под звуки аккордеона, вальсов, старинных романсов и традиционных хоров перед нами проходит целый парад чеховских персонажей: врачи, вечные студенты, мечтатели, холостяки, юные девушки, проводящие свою жизнь в трауре. Сценки из утраченного мира сменяют друг друга под птичьи трели, шум ветра в кронах деревьев, китайские тени и разнообразие цветов.

Семь притоков реки Ота Режиссер — Робер Лепаж

Компания «Экс Макина» (Квебек) на сцене Театра «Геликон-опера»

19/07-21/07

 079_rusrep_09-7.jpg

«Семь притоков реки Ота» — режиссерский подвиг Лепажа и гигантское театральное путешествие через времена и пространства. Первая версия семичасовой саги была создана в 1994 году. В новой версии канадский режиссер продолжает размышлять о том, как несколько килограммов урана, упавшего на Японию, изменили ход человеческой истории. Спектакль позволяет увидеть, как трагедии Холокоста и Хиросимы влияют на сознание не только тех, кто тогда выжил, но и на их потомков.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №9 (474) 20 мая 2019
    Лунгин и Афган
    Содержание:
    Реклама