Программы есть - необходимы законы

Комментарий редакции

Плохо развитая сеть автомобильных дорог мешает экономическому развитию регионов - это аксиома. На федеральном уровне разрабатываются и принимаются программы по решению данной проблемы. Что можно сделать на местах?

Одним из путей повышения экономической эффективности дорожно-строительного комплекса является регулирование законодательной базы. В Новосибирской области планируется принятие нескольких областных законов: "О дорожном фонде Новосибирской области", "О программе совершенствования и развития автомобильных дорог Новосибирской области на период до 2010 года", "Об автомобильных дорогах Новосибирской области".

Что это даст? Закон о целевом бюджетном территориальном дорожном фонде должен кардинально повысить уровень ответственности должностных лиц, а также создать условия для эффективного использования средств. До 2000 года в области существовал внебюджетный дорожный фонд, который регулировался специальным законом и управлялся отдельной структурой - дирекцией. В принципе это был нормальный механизм. Сейчас фонд является бюджетным, и ответственность за эффективное расходование средств поделена между их собирателем - Управлением финансов обладминистрации, распределителем - Департаментом транспорта и связи и заказчиком - Территориальным управлением автомобильных дорог. При этом деятельность фонда регулируется не законом, а положением, невыполнение пунктов которого, в отличие от нарушения закона, не влечет обязательной административной ответственности. Как говорится, можно исполнять, можно не исполнять. Размер территориального бюджетного фонда - около 2 млрд рублей. Огромные для области средства. С кого же спросить за то, что один из главных показателей работы фонда - километры построенных дорог - с каждым годом снижается?

Необходимо, чтобы структуры, причастные к управлению средствами дорожного фонда, определили параметры эффективности использования этих денег. Чтобы можно было видеть: на строительство выделена такая-то сумма, один километр построенной дороги обошелся во столько-то рублей, на содержание дорог направлено столько-то, ремонт одного квадратного метра дорожного полотна стоит столько-то. Ранее данные вообще представлялись в отдельных отчетах: километры отдельно, рубли отдельно. Проанализировать эти цифры было невозможно. Полагаю, что областной закон о дорожном фонде, который должен все расставить по своим местам, будет разработан и принят областным Советом уже в июне-июле 2004 года.

Второй закон - "О программе совершенствования и развития автомобильных дорог Новосибирской области на период до 2010 года" - должен скорректировать и законодательно утвердить основные долговременные направления развития сети автомобильных дорог Новосибирской области. Он станет основой для ежегодного планирования работы дорожно-строительного комплекса. Сама программа уже есть - она была одобрена постановлением главы администрации в 2001 году. Это тщательно проработанный документ, в нем сделан анализ всех производственных сил, грузопотоков, демографической ситуации, предусмотрены пути развития отрасли. Нужно законодательно закрепить эту программу. В законе должно быть четко сказано: какие дороги строить в первую очередь, сколько денег выделяется из федерального бюджета, сколько - из регионального.

Наконец, областной закон об автодорогах должен описать основные принципы государственного управления автомобильными магистралями и дорожной отраслью, сформировать экономические основы и обозначить порядок предоставления и использования земель, придорожных полос и резервных зон.

Наряду с этим необходимо формирование частно-государственных механизмов финансирования дорожного строительства и функционирования платных автодорог. Сейчас вопрос о концессионной деятельности и платных дорогах активно обсуждается на федеральном уровне. Это, безусловно, перспективное направление, но процесс тормозится отсутствием федерального закона, в котором описывался бы механизм работы платных магистралей. Поэтому бизнесмены пока боятся вкладывать деньги - ведь это долгосрочные инвестиции, а рисковать большими средствами без государственных гарантий никто не хочет.