В салон завезли пантовары и валенки

В Новосибирске подвели итоги Третьего Международного фотосалона "Сибирь-2004". Его организаторы на этот раз решили частично пожертвовать традиционными салонными "красивостями" ради "правды жизни" - ввели новую номинацию "Фотожурналистика" и изменили принцип отбора работ

Главное отличие Третьего Международного фотосалона от предыдущего - новое сюжетное и качественное наполнение. У сибирских фотографов уже пошла на спад страсть к обнаженному телу (в этом жанре традиционно мало действительно высокохудожественных фотографий), в их новых коллекциях стало меньше бытовых пейзажей и женских портретов. Участники салона сосредоточились на том, в чем они действительно сильны, - на фактурных монохромных портретах детей и стариков, избыточно-цветных пейзажах, изысканных репортажах и зачастую далекой от фотографии авторской технике.

Фотообщественность одобрила победу разностороннего Андрея Шапрана (он был известен прежде всего как поэт ночного Новосибирска) - за пронзительные серии "Пантовары" и "Кармачи" он получил Гран-при в номинации "Фотожурналистика". Бурную поддержку вызвала и золотая медаль в той же номинации Игоря Лагунова (Магнитогорск) за серию "Фабрика валенок". По поводу серии Лагунова председатель Союза фотохудожников России Андрей Баскаков заявил, что это редкий случай, когда на отпечатках "не только видна производственная фактура, но и чувствуется запах фабрики".

Шаг за пределы салона

Введение категории "Фотожурналистика" стало также одной из новаций сезона. Изначально, с 2000 года, Международный фотосалон следовал традициям Международной федерации фотоискусства (FIAP), то есть ориентировался на салонную фотографию - красивую, часто постановочную и ни в коем случае не социальную. Узость конкурсных рамок организаторы компенсировали внеконкурсными коллекциями. В 2002 году член жюри, директор московского фотоцентра Союза журналистов Валерий Никифоров предложил восстановить полную картину фотографического мира и добавить отдельную номинацию для короля фотографии - репортажа. Нововведение решились опробовать только в 2004 году, причем его не одобрил поклонник "чистого" салона Андрей Баскаков. Но директор фотонаправления компании "Сибирский успех", председатель оргкомитета фотосалона Олег Романюк уверен, что именно третий зал выставки, отданный под категорию D ("Фотожурналистика"), получился самым интересным. Судя по всему, в 2006 году без номинации "Фотожурналистика" салон уже никак не обойдется, даже если придется сменить брэнд конкурса.

Затоваривание

С этого года количество выставляемых фотографий напрямую зависит от того, насколько сплоченным окажется жюри. Коллекцию для двух первых салонов отбирали его организаторы, что вызвало нарекания со стороны фотографов. Принципы отбора изменили, предоставив возможность проводить его профессионалам. Теперь каждый из шести членов жюри просматривает весь пакет фотографий, присылаемых на конкурс отдельными мастерами, и выставляет оценку каждой работе. На итоговую выставку пропускаются только те фотографии, которые набрали не менее трех голосов. По словам Олега Романюка, 5-6 голосов не набрала ни одна работа, в основном совпадения пристрастий членов жюри находились на уровне 3-4 голосов. Причем фотохудожник из Литвы Валдис Браунс в своих оценках, как правило, не совпадал с Валерием Никифоровым, а председатель жюри Андрей Баскаков - с фотохудожником Григорием Корченкиным из Сургута.

В результате из 4090 представленных жюри работ на итоговую выставку в Краеведческом музее было отобрано 412. Это исторический минимум салона (изначально и в 2004 году устроители ориентировались на традиционные 500 выставочных фотографий). Однако уменьшение их количества не помогло решить проблемы "двухэтажных" экспозиций (иногда в одну раму оформляются работы разных авторов). Наиболее активные зрители из числа сибирских фотографов призвали устроителей сокращать количество отобранных для выставки фотографий более радикально - до 200-300 штук. Менеджеры "Сибирского успеха" пообещали учесть эти пожелания во время следующего Международного фотосалона в 2006 году.

Исторический шлейф

Авторы попавших в экспозицию Краеведческого музея фотографий выставили свои претензии - их серии оказались снова урезаны в ущерб концепции и внутренней режиссуре. Если в 2002 году в качестве классического примера неверной политики отбора приводили пострадавшую серию "Фотолургия" Олега Ермолова из Новокузнецка, то теперь - урезанную до двух работ серию "Вот моя деревня" Владимира Дубровского.

Кстати, именно серия юбиляра Дубровского, которому в марте исполнилось 50 лет, стала предметом для нового раунда споров о "чистоте" оценки членов жюри. Несмотря на то что в этом году конкурсные работы были пересняты на цифровую камеру и представлены жюри в виде безымянных электронных копий, ропот фотографов о некоторой предвзятости взглядов членов жюри, сопровождающий фотосалон с самой первой выставки, не утих и в 2004 году.

Традиционно наиболее жаркие споры разгораются в номинации "Цветная фотография" (победители в номинациях "Черно-белая фотография" и "Эксперимент" почему-то всех устраивают). По мнению некоторых профессионалов от фотографии, серия "Моя деревня" - невзрачная, а золотая медаль Дубровского - подарок к 50-летию маститого художника. Два года назад так же скептически оценивали золотую медаль другого новосибирского мастера Евгения Иванова. Тогда недоброжелатели отнесли победу серии "Домино" на счет личного вклада Иванова в дело организации фотосалона.

Грядет революция

По общему мнению "статусных" зрителей, средний уровень представленных на Международном фотосалоне фотографий в 2004 году значительно вырос, впрочем, сократив долю отклоняющихся как в худшую, так и в лучшую сторону работ. Но именно стабильно высокий профессиональный уровень позволяет рассчитывать на революцию фотографии в Сибири, а Третий Международный фотосалон счесть ее предпосылкой. Для успешного "переворота" в регионе уже все есть - способные рисковать и экспериментировать фотографы, опытные арт-менеджеры и немногочисленные, но щедрые меценаты.