Ювелирных тел мастера

Фитнес-индустрия осваивает новосибирский рынок спортивных и оздоровительных услуг, делая ставку на социально активных жителей города

Более свободные правила игры на рынке спортивно-оздоровительных услуг, появившиеся после отмены их обязательного лицензирования, повлекли за собой увеличение количества новых или модернизированных фитнес-центров. Так, в Новосибирске за последний год открылись клубы "Калита", "Гелиос", "Тальвего", Studio Fit.

Эти заведения позиционируют себя как оздоровительные центры, спортивные клубы и по определению относятся к категории "фитнес-центр", если исходить из того, что "фитнес" означает "здоровый образ жизни". Главный принцип их существования, равно как и главное отличие от обычных тренажерных залов, - комплексность услуг, предложение всестороннего (порой в буквальном смысле) ухода за телом.

Специалисты полагают, что развитие фитнес-индустрии тесно взаимосвязано с уровнем доходов населения и с общей экономической ситуацией в каждом конкретном городе. В Новосибирске, по сравнению с другими городами Сибири, индустрия здорового образа жизни активно развивается. Чем выше благосостояние жителей, тем больше спрос на фитнес-услуги.

По оценке мастера спорта международного класса, двукратного чемпиона мира по бодибилдингу Сергея Дмитриева, в России растет престижность здорового образа жизни, культ здоровья. Особенно это заметно в среде так называемых "белых воротничков". Руководители и сотрудники компаний осознали, что они могут повысить эффективность работы, уделяя внимание своему физическому здоровью.

По словам директора оздоровительного центра "Гелиос" Дарьи Григоровой, социально активная молодежь также предпочитает занятия в тренажерном зале тусовкам в ночном клубе и наркотикам.

Востребованность фитнес-услуг обусловлена совпадением интересов личности и общества. Значит этот рынок имеет хорошие перспективы. Они и привлекают реальных и потенциальных инвесторов, воспринимающих увлечение горожан здоровым образом жизни не только как некий социальный аспект, но и как способ получения прибыли.

Танцуют все

Все спортивно-оздоровительные заведения можно условно разделить на три класса.

Оздоровительные центры эконом-класса в Новосибирске создавались (и создаются), как правило, на базе существовавших в советские времена лечебно-оздоровительных комплексов предприятий, организаций или учебных заведений. Учитывая капиталоемкость фитнес-бизнеса (требуется не только приобрести дорогостоящее спортивное оборудование, но и функционально подготовить помещения), наличие определенной материальной базы позволяет подобным центрам удерживать цены на услуги на среднем уровне.

Клубы бизнес-класса обычно создаются с нуля, в новых зданиях, требуют весьма значительных вложений и рассчитаны на обеспеченных посетителей. В Новосибирске, по данным областной федерации бодибилдинга и фитнеса, около двух десятков фитнес-клубов.

И, наконец, спортивные залы, как правило размещаемые в подвальных помещениях. Их создание и эксплуатация не требуют больших капиталовложений, они рассчитаны на непритязательную клиентуру и низкий ценовой сегмент. Таких залов в городе около сотни, основные их клиенты - молодые мужчины, увлекающиеся бодибилдингом (в отличие от фитнес-центров, среди которых примерно треть позиционируют себя как женские клубы).

Как считает директор фитнес-центра "К совершенству" Надежда Портнягина, конкуренция между оздоровительными клубами в Новосибирске с каждым годом становится все более ощутимой. Причем основная борьба разворачивается между заведениями эконом-класса.

Основные их козыри - квалификация инструкторов и ноу-хау в ассортименте услуг. Тренеры одного из новосибирских тренажерных залов демонстративно носят на груди значки мастеров спорта - такая мера повышает уровень доверия клиентов. Посетители зала говорят, что советы этих тренеров для них являются особенно ценными. Что касается аэробных занятий, то заманить клиентов (в первую очередь речь идет о дамах) банальным шейпингом или аэробикой сегодня довольно сложно. В прайсах многих фирм все чаще появляются мудреные названия вроде "пилатес", "кибо", "бэлли дэнс", "сайкл", смысл которых не всегда могут объяснить потенциальным посетителям даже менеджеры клубов. Местных любительниц физических упражнений под музыку привлекает не столько эффект, получаемый от этих занятий, сколько их необычность.

Оздоровительный центр "Гелиос" предложил новую концепцию спортивно-оздоровительного учреждения. Елена Оленникова, его владелец, позиционирует свой центр как семейный клуб эконом-класса. Такой принцип функционирования до последнего времени предлагали только элитные клубы.

Главное - не просчитаться

Прежде чем начать бизнес, нужно определить, насколько будут востребованы услуги на местном рынке, какие будут нужны вложения и как скоро они окупятся. В этом отношении опыт Оленниковой имеет положительные стороны.

Она сделала ставку на семейный клуб, предлагающий комплекс услуг для клиентов любого возраста. По сути, она купила готовый бизнес (оздоровительный центр "Гелиос" существует 13 лет), который, однако, требовал капитальной реконструкции и реорганизации. Прибегать к кредитам или привлекать сторонние инвестиции не пришлось - в новое дело был вложен собственный капитал (Оленникова владеет элитным супермаркетом "Зебра"). Опорой бизнеса стали три конкурентных преимущества. Во-первых, эксклюзивность - это первый подобный клуб, во-вторых, его целевой аудиторией является средний класс, то есть наиболее активная группа в социальном и экономическом плане, в-третьих, брэнд "Гелиос" в городе хорошо известен. Сегодня здесь представлен комплекс парикмахерских, косметических, оздоровительных и спортивных услуг, включая специальную гимнастику для беременных женщин и даже интим-гимнастику (эту услугу, кроме "Гелиоса", в городе не предоставляет никто). В планах - открытие игровой комнаты для детей дошкольного возраста, массажной с водными процедурами для малышей до одного года, строительство бассейна и 25-метровой беговой дорожки. Окупить вложенные на первоначальной стадии реконструкции средства хозяйка "Гелиоса" планирует через два-три года.

В последнее время фитнес-индустрия осваивает новые территории. Например, комплекс "Калита" открылся в спальном Ленинском районе, а "Гелиос" - в Октябрьском. Эти центры находятся в зданиях, стоящих на перекрестках главных магистралей районов. Здесь высок процент занятости населения. Люди имеют стабильный заработок, часть которого готовы вкладывать в собственное здоровье.

Сколько стоит фитнес-бизнес? Как свидетельствует опыт, минимальные инвестиции для Новосибирска составляют 50 тыс. долларов. Самой затратной статьей расходов является реконструкция помещений и покупка оборудования - на это уходит минимум 30 тыс. долларов. Большинству фитнес-центров нет необходимости приобретать дорогостоящее профессиональное оборудование импортного производства для тренажерного зала. В последнее время на рынке появляется все больше отечественных и украинских тренажеров. Конечно, в сравнении с продукцией известных мировых производителей они проигрывают в ассортименте и дизайне, однако, по утверждениям специалистов, не уступают в надежности. Особенно впечатляет сравнение ценовых характеристик: аналог стандартного тренажера от Kettler, стоящего 150 тыс. рублей, к примеру, в омском исполнении стоит 25 тыс.

Оплата труда квалифицированного персонала также может стать одной из ощутимых статей расходов. По свидетельству директоров фитнес-центров, на это уходит до четверти выручки: хороший специалист стоит недешево. С распространением фитнес-индустрии в столице Сибири все очевиднее становится дефицит квалифицированных кадров. Профессиональный инструктор (тренер) должен иметь как минимум базовое физкультурное (или медицинское) образование, опыт работы в спортивно-оздоровительном заведении, обладать хорошей физической формой, быть коммуникабельным, и, наконец, возраст его не должен превышать 30-35 лет. Для поддержания квалификации инструкторы обязаны периодически проходить специальное обучение. Все это составляет пассив бизнеса.

А что в активе? Основные статьи дохода формируются за счет реализации абонементов (клубных карт, сертификатов), продажи фитнес-продуктов, предоставления сопутствующих услуг (массаж, солярий, сауна, фитнес-бар).

Независимо от того, к какому классу относится клуб, существует гибкая ценовая политика - например, система скидок. Стоимость клубных карт зависит не только от класса заведения, но и от величины комплекта покупаемых услуг. К примеру, абонемент в простейший тренажерный зал стоит в среднем 400 рублей в месяц, в фитнес-центр эконом-класса - 500-800 рублей, в элитный центр - 1500-3000 рублей (индивидуальные занятия - 10-30 долларов за час).

Мода на здоровье

Потребитель, готовый платить за фитнес-услуги немалые деньги, естественно, рассчитывает на высокое качество услуг. В большинстве случаев его ожидания оправданы. В тренажерных залах профессиональных фитнес-центров установлены кулеры, используется одноразовая посуда, влажные салфетки. Разумеется, здесь работает современная вентиляционная система, а на полу - специальное покрытие.

Фитнес-услуги становятся все более востребованными у представителей разных поколений (в том числе старшего) и разных социальных слоев. Более того, в некоторых коммерческих организациях поощряется приверженность сотрудников здоровому образу жизни, руководство фирм приобретает отдельные тренажеры для собственных офисов и заключает корпоративные договоры с фитнес-центрами на обслуживание персонала.

По прогнозам многих менеджеров, имеющих отношение к этому виду бизнеса, в ближайшее время большим спросом будут пользоваться небольшие спортивные клубы "внутри кварталов". Хорошие перспективы и у семейных клубов. Похоже, что с известной поговоркой о том, что здоровье не купишь, в скором времени придется поспорить.

Олег Солдатов, президент Новосибирской областной федерации бодибилдинга и фитнеса

В Новосибирске, который претендует на статус столицы Сибири, рынок спортивно-оздоровительных услуг развит недостаточно. Центров высокого класса, подобных московским World Class, "Планета Фитнес", "Марк Аврелий", равно как и тренажерных залов, которые оправдывают 3 тыс. рублей в месяц, у нас просто нет. Явно недостаточно и заведений эконом-класса. Конкуренция между ними, учитывая растущий спрос на фитнес и бодибилдинг, сегодня в городе отсутствует. Поэтому владельцы фитнес-центров могут назначать любую цену на свои услуги - клиенты принимают условия, потому что выбор невелик. Кроме того, в Новосибирске крайне мало специалистов, которые могли бы грамотно просчитать маркетинговую политику фитнес-бизнеса. Нужно учитывать, что это все-таки весьма специфический вид бизнеса, связанный с пластом физической культуры. Ограничиться только созданием хорошего тренажерного зала и зала для шейпинга недостаточно. Если фитнес-центр позиционирует себя как элитный, в нем все должно быть высокого класса, включая кафе с меню, состоящим из "здоровых" блюд. Однако таких примеров пока немного.