Отрасль советских технологий

На протяжении последних двенадцати лет в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) России не происходит никаких позитивных сдвигов. Когда ежегодный заказ от Министерства обороны РФ на современные виды военной техники измеряется в штуках, это походит на немощность государства в составлении и прогнозировании программ вооружения армии. В таком случае непонятно, для каких целей мы формируем вооруженные силы (ВС). Если для обеспечения национальной безопасности, то необходимо составить представление не об угрозах, а о ресурсах, которые могли бы обеспечить потенциальные нужды российских ВС.

Заявление Президента РФ Владимира Путина о том, что Россия в ближайшие годы должна получить более 70 корпоративных интегрированных структур (холдингов), пока остается нереализованным. Сегодня во всей стране их насчитывается около 10. Дальше дело не движется. Проблема, в частности, заключается в том, что акции компаний, из которых пытаются составить холдинги, рассредоточены по аффилированным с ними структурам.

Трудно определить, например, кто владеет отдельными пакетами акций Улан-Удэнского авиационного завода. Но ведь это, в конце концов, одно из крупнейших оборонных предприятий Сибири! А технологические потоки невозможно разделить по частным, государственным или корпоративным интересам: любое предприятие работает как единый механизм.

К чему или к кому будут "привязываться" холдинги? Если государство говорит об их создании, то очевидно, что не голословно. Скорее всего, оно будет принимать непосредственное участие в их деятельности. Отстраняться от управления невыгодно. Но есть один, как мне кажется, тормозящий фактор: сегодняшнее правительство неспособно положительно влиять на реальный сектор экономики. В главном исполнительном органе власти элементарно не выстроена эффективная структура управления. Все это "тянет" на дно и оборонно-промышленный комплекс. Ожидать добровольного инвестирования в ОПК со стороны коммерческих структур не приходится: не пойдут частные инвесторы в эту отрасль.

Похоже, что сейчас экспорт отечественного вооружения и военной техники достиг пиковой точки. Мы продолжаем торговать техникой с советскими технологиями. Но она морально устаревает. Порядка 85% оборонного экспорта уходит в Китай и Индию. В следующем году, вероятнее всего, спрос с их стороны серьезно снизится: техника перестает отвечать современным требованиям.

Сложная ситуация, в которой сейчас находится отечественный оборонно-промышленный комплекс, не может быть разрешена, если не будет наведен порядок в двух направлениях. Первое - создание эффективно работающих государственных организационных структур, второе - ротация кадров.

Есть еще ряд проблем. В качестве частного случая приведу пример: при увеличении расходов бюджета для государственного оборонного заказа на приобретение ВВТ происходит рост цен на металл, используемый в "оборонке". Соответственно, увеличение объема средств, поступающих из федерального бюджета в ОПК, моментально "съедается" скачком цен на сырье и комплектующие. Внутренние цены на металл, потребляемый ОПК (алюминий, медь, титан и другой), выше, чем на мировом рынке. Одно из самых известных в России предприятий космической промышленности - Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева - закупает дюралюминий в Германии: там дешевле. Парадокс. Обычно такие тонкости находятся в тени и о них не говорят. Но ими нужно управлять.

Рынок есть, и надо продавать продукцию завтрашнего дня, то есть оружие иного вида - с максимальными возможностями информационных нагрузок. Понятно, что танк внешне не изменится, пушка останется такой же. Но электронной, лазерной и прочей высокотехнологичной начинки для вооружения и военной техники, обрабатывающей информацию в учебных или боевых условиях и мгновенно выдающей результат, у нас нет. И вряд ли когда-либо появится при нынешней ситуации. А создание надежной системы военной и оборонно-промышленной безопасности не может быть спонтанным процессом, который опирается на самоорганизующийся комплекс инновационных продуктов. Если в производстве гражданской продукции спрос и предложение регулируют рынок, то создание современных видов вооружений и военной техники требует государственного регулирования.