Восточные приоритеты

На Сибирский энергетический конгресс, который прошел в Новосибирске 7-8 июня, собрались политики, ученые и руководители ведущих компаний в сфере энергетики, чтобы определить стратегию развития топливно-энергетического комплекса Сибирского федерального округа

Организаторами форума выступили аппарат полномочного представителя Президента РФ в СФО, Сибирское отделение Российской академии наук (СО РАН), Межрегиональная ассоциация " Сибирское соглашение" и издательский дом " Информация и инвестиции" (Москва).

Руководитель департамента Министерства промышленности и энергетики РФ Анатолий Яновский в своем докладе сделал вывод, что энергетическая политика в регионах к востоку от Урала далека от совершенства. Ее характеризуют "географическая асимметрия в обеспечении энергоресурсами и структуре их потребления, недостаточное освоение имеющихся углеводородных запасов и слабое использование потенциала ГЭС". В самом деле, при избыточном - порядка 6% - производстве энергии в Иркутской области такие регионы, как Тыва, Бурятия и Читинская область, страдают от дефицита энергоресурсов.

Участники конгресса убеждены: изменить ситуацию к лучшему можно за счет развития восточных нефтегазоносных районов России и освоения новых внутренних и внешних рынков сбыта как углеводородного сырья и электроэнергии, так и продуктов глубокой переработки природных углеводородов.

По оценкам специалистов Института геологии нефти и газа СО РАН, в Сибири добывается более 90% российского природного газа, свыше 90% угля, свыше 70% нефти. Директор института академик Алексей Конторович заверил, что на этом потенциал региона не исчерпан: в ближайшие 5-10 лет здесь появится еще несколько новых центров нефтяной и газовой промышленности. В 80-е годы прошлого столетия геологам удалось открыть и подготовить к разработке ряд крупнейших месторождений нефти и газа. В частности, газовое Ковыктинское в Иркутской области - одно из крупнейших на планете, а также нефтяные Верхне-Чонское в Иркутской области и Юрубчено-Тохомское в Красноярском крае.

Освоение этих месторождений в будущем создаст ресурс, достаточный для выхода на азиатско-тихоокеанский энергетический рынок. Для этого необходимо создать единую систему добычи и транспортировки угеводородного сырья.

"Сегодня ни одна ветвь исполнительной власти не контролирует добычу нефти, газа и угля", - заявил председатель комитета по развитию нефтяной отрасли Торгово-промышленной палаты РФ Валерий Гарипов. По его мнению, нужно навести порядок в недропользовании, восстановив жесткий государственный контроль.

В отношении развития генерирующих мощностей заместитель полномочного представителя Президента РФ в СФО Игорь Простяков сказал, что основные проекты в этой сфере известны и прорабатываются: "Они требуют координации, единых подходов и согласованных действий всех участников программы - субъектов Федерации, добывающих и перерабатывающих компаний, энергетиков, транспортников". Наконец-то сдвинулся с мертвой точки вопрос достройки Богучанской ГЭС. В числе прочих приоритетов сегодня окончание строительства Бурейской ГЭС, возведение Зейского каскада станций на Дальнем Востоке. Введение в строй этих и других генерирующих и сетевых объектов позволит экспортировать электроэнергию. РАО "ЕЭС России" совместно с государственной сетевой корпорацией Китайской Народной Республики уже начало работу в этом направлении.

Как заметил Игорь Простяков, регион нуждается в тщательно продуманной энергетической стратегии. Главные ее идеи нашли отражение в новой Стратегии социально-экономического развития Сибири. С основными положениями этого документа участников конгресса познакомил директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН академик Валерий Кулешов. Он предостерег также, что без политической воли исполнительной власти, направленной на увеличение инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса, стратегия энергетического развития региона неминуемо захлебнется, перейдя в разряд маниловских прожектов.

По итогам работы Сибирского энергетического конгресса приняты рекомендации в адрес Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации.