Социально ответственная компания формально должна осуществлять целый ряд отчасти благодарных, а отчасти наказуемых действий
Типичный пакет социально ответственной компании проходит суровую адаптацию на российских предприятиях. Какие составляющие этого "джентльменского набора" предпочитают современные предприниматели, которые стремятся соответствовать западной схеме уважаемого бизнеса? К чему приводят попытки быть одновременно законопослушным гражданином государства и старательным строителем своего дела? На все эти вопросы пытались ответить участники и организаторы семинара "Корпоративная социальная ответственность бизнеса: мода или реальность?", который прошел в Новосибирске по инициативе международной студенческой организации AISEC.
Анонимная благотворительность
Сегодня существует целый ряд социальных программ, поддерживаемых бизнес-структурами. Многие компании регулярно направляют средства на лечение тяжелобольных детей, в детские дома и на проведение различных благотворительных акций. Благотворительность в России всегда почиталась и могла бы сегодня сослужить неплохую службу для любого бренда, тем не менее большая часть таких акций не афишируется.
С другой стороны, в преддверии выборов некоторые политические партии громко заявляют о своей благотворительной деятельности, собрав пару микроавтобусов детских книг с одних небогатых людей и благородно передав этот дар еще менее имущим. Заметим, что собственных финансовых активов подобные мероприятия практически не требуют, а следовательно, называть их благотворительными едва ли уместно.
Впрочем, вопрос анонимности благотворительных кампаний не является принципиальным с точки зрения их полезности. Если организация выделяет значительную сумму на социальные проекты, она имеет полное право заявить о своих действиях в рекламных целях, к чему бы ни призывали нас христианские законы. Причиной сохранения анонимности может быть не только скромность и благородный имидж компании, но и вполне оправданное желание уклониться от налогов, которые государство на полном основании удерживает из жертвуемой суммы.
Благотворительность, облагаемая государственным налогом, - явление поистине уникальное, не говоря уже о том, что для компании, регулярно жертвующей средства на социальные проекты, не предполагается никаких льгот. Здесь уместно вспомнить историю о переводе денежных средств в помощь матерям Беслана. Если банк не потрудится оформить отдельный благотворительный счет, принимая пожертвования от населения, он отчисляет в свою пользу 10% полученных средств. Пока эта стратегическая ошибка законодательства имеет место, рассматривать благотворительность как глобальное и перспективное явление не имеет смысла.
Личный фактор
Чтобы честно пожертвовать деньги, необходимо сначала честно их заработать. Поэтому проблема социальной ответственности автоматически переходит от темы участия в общественных проектах к теме корпоративной политики по отношению к клиентам и сотрудникам. Хочешь сделать мир лучше - начни с себя. Социальная ответственность в первую очередь подразумевает не участие в проектах, а содействие бизнеса общей стабильности, предоставление рабочих мест и выполнение обязательств перед сотрудниками.
Понятие "прибыльной благотворительности" как одного из косвенных инструментов бизнеса работает не только для небольших фирм. Но масштаб и характер таких компаний, как "Сибнефть", "Норильский никель" или "ЛУКОЙЛ", не позволяет предпринимать частные кабинетные решения и отдельные шаги в их реализации. Программа поддержки регионов, где активны крупные структуры федерального уровня, включает разветвленную систему социальной помощи местным жителям - от организации целого комплекса рабочих мест до создания полной инфраструктуры близлежащих районов города. Такие программы требуют безусловного участия сторонних организаторов.
Властвуя, разделяй
В погоне за высокой социальной ответственностью некоторые компании с навыками профессионального жонглера оперируют терминами "корпоративный дух", "современные тенденции" и "общественный настрой", свято верят в то, что продвижение продукции на рынок и является настоящей социальной ответственностью их бизнеса. Очень четкое и емкое понятие социальной ответственности бизнеса, попав с Запада на благодатную и рыхлую русскую почву, стало необъятным, относительным и философским.
Характер корпоративной социальной ответственности отдельных представителей бизнеса походит на настроение блондинки, которая, решив изменить весь мир, начав с себя, отправляется в парикмахерскую. На самом деле российский бизнес достаточно давно и крепко стоит на ногах, чтобы толковать свою социальную составляющую не только на уровне ответственности за предлагаемые товары и услуги. Не требуется отдельной статистики, чтобы заметить, что небольшие местные компании наравне с редкими московскими китами не менее охотно жертвуют деньги на "социалку". Участие компании в решении проблем своего региона зависит лишь от политики ее руководства.