Переквалификация управдомов

20 февраля 2006, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

То, как ведет себя государство в вопросе определения «властителя» жилищно-коммунального хозяйства, напоминает ситуацию двухгодичной давности, когда всем нам приходилось выбирать управляющего своими пенсионными накоплениями. Выбирали мы тогда между государственным Пенсионным фондом и частной компанией. Так и не дождавшись вразумительных объяснений, почему накопительную часть пенсии выгоднее отдать в управление финансовых компаний, большинство граждан решили сохранить статус-кво и «выбрали» Пенсионный фонд РФ.

Народ по-прежнему считает государство надежным гарантом, а значит, и простить ему может многое. Вспомним хотя бы провальную федеральную кампанию по рассылке уведомлений о состоянии лицевых счетов граждан и предоставления того самого права выбора частной управляющей компании, когда выяснилось, что накануне завершения этой акции пятой части адресатов не успели разослать так называемые «письма счастья». Простили — и не отдали деньги в частные финансовые институты.

Реформирование гиперинерционного жилищно-коммунального хозяйства тоже не укладывается в отведенные рамки. Время идет, а подвижек ни в информировании населения о необходимости перевода своих домов и квартир в управление сторонним организациям, которые возьмут на себя функции жилищно-коммунальной эксплуатации, ни в стимулировании появления достаточного количества таких компаний нет. Не говоря уже об объяснении преимуществ новых форм сервиса. Но вовремя принятая редакция статьи Федерального Закона № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса» определила новую дату перевода обслуживания квартир на иные условия: с 1 марта этого года ее перенесли на 1 января 2007 года.

Конечно, реформирование ЖКХ относится, пожалуй, к самому сложному этапу экономических преобразований в стране. О нем как о социально-экономической проблеме говорили на протяжении 1990-х годов: кандидаты в президенты и в депутаты напоминали об огромных объемах обветшалого жилья, о коммунальном хозяйстве, в котором вот-вот наступит коллапс. И почти ничего о конкретных шагах по ликвидации проблем в сфере ЖКХ.

Дело сдвинулось в связи с принятием того самого нового Жилищного кодекса РФ, вносящего серьезные изменения в нормативную базу управления жилищным хозяйством. В частности, в нем четко прописан механизм управления многоквартирными домами: управление самими собственниками, товариществами собственников жилья или управляющей организацией. По сути, это касается большинства жителей мегаполисов, в которых заскорузлые жилищно-коммунальные конторы занимают монопольное положение и не дают развиваться цивилизованным, рыночным формам взаимоотношений между потребителями услуг и их исполнителями.

Главное, что придется переоценить собственникам жилья, — насколько их удовлетворяет уровень обслуживания старыми добрыми эксплуатационными учреждениями и готовы ли они к переменам. То, что действующие муниципальные учреждения коммунального хозяйства зарегистрируются и станут отдельными юридическими лицами, никак не гарантирует повышения качества оказания услуг населению: руководство и персонал останутся теми же, оборудование и принципы работы не изменятся. Жильцам же требуется полноценный рынок оказания жилищно-коммунальных услуг со всеми его атрибутами — конкуренцией и возможностью выбора.

Можно предположить, что частные, независимые от местных органов власти управляющие компании даже в 2007 году так и не смогут заработать в нормальном режиме. Дело в том, что именно местная власть должна обеспечивать информирование жителей о проведении конкурса по отбору компаний. И если одна из них имеет прямое отношение к муниципалитету, то лоббирование ее интересов с его стороны более чем очевидно. Добиться рыночных правил работы «управдомов» будет непросто.